Skip to main content

Автопробег Москва - Тбилиси - Сигнахи - Кварели - Вардзия - Батуми и обратно [отчёт]

Недавно я и сам был пионером в освоении Грузии, а сейчас могу поделиться своим опытом, который, надеюсь, кому-то пригодится.

Все началось 11.07 в 4 утра. Машина Шкода Скаут, 3 парня и желание открыть для себя Грузию. Маршрут Москва-Батуми с остановками (вот тема форума, до поездки).

Выехав с утреца пораньше, уже к 22 были в Ростове и благополучно заселились в гостевой дом, забронировали который прямо в дороге за 4 часа до прибытия. Было решено выспаться и продолжить маршрут в 5 вечера после небольшой обзорной экскурсии по городу. Так оно и произошло. И в 6 утра мы были на границе в Верхнем Ларсе. Немного уставшие от ночного переезда, но воодушевленные тем, что граница только открылась (в 5.30) мы встали в очередь в 2.5 км.. Честно говоря, я закладывал 3-4 часа на прохождение таможни.. но.. в этот раз звездное небо было затянуто тучами и лил дождь.. И может быть эта причина стала задержкой, может что-то еще, в итоге…. 10 часов ожидания, постоянного контроля впередистоящей машины (т.к. если вовремя не подвинуться вперед, то обязательно кто-то вклинится), знакомством с «коллегами» по ожиданию и всяческих догадок. Кто-то говорил, что такое впервые, кто-то упоминал такую ситуацию.. и все же 10 часов.. В итоге в 16.00 мы прошли обе границы. Наши досматривали быстро, Грузины еще быстрее.

Въехав в регион Казбеги, дорога кончилась. Т.е. вместо нее была утромбованная насыпь булыжников, местами сменявшаяся на асфальт. Тут то я и проверил все ходовые качества машины, чем был в общем доволен.
Миновав Казбеги, покушав первые хинкали в придорожном кафе, к 22 вечера мы были в Тбилиси.
Сразу скажу о движении транспорта – оно здесь «хаотичное». Светофоров не много и по-большому прав тот, кто более уверен и кто «раньше встал». Меня это сначала встревожило, но уже на 2-й день моя манера вождения ничем не отличалась от других.

На форуме можно найти достаточно информации о дорожной системе Грузии. Кратко – в городе разрешенио превышение на 15 км.ч (так нам сказал бывший сотрудник органов, который возил нас на экскурсию), контролируется все это камерами. Грузинский патруль всегда виден издалека, т.к. люстра сверкает постоянно. И по-хорошему, вас никогда не остановят, если на то нет причины. За городом «принято» обгонять (будь то сплошная или закрытый поворот), предварительно подав сигнал. В этом случае водитель впередиидущего авто подвинется вправо, а, если для маневра не хватает расстояния до встречного авто, то и он также вежливо прижмется к обочине. Одним словом я испытывал удовольствие от вождения. Конечно же не будем забывать о коровках на дорогах, которые им служат и пляжем и газоном и просто местом встречи. Так что будьте внимательны.

Переночевав первую ночь в Тбилиси (отель выбрали первый попавшийся) мы пошли позавтракать в кафе. Там же познакомились с хозяином и обеспечили себе жилье еще на 2 ночи, а так же запаслись информацией, что посетить в первую очередь.

Будучи в Тбилиси мы взяли экскурсию в Мцхету и монастырь Джвари. Остальное же время и гуляли по городу (Нарикала, пр-кт Руставели, пр-кт Агмашенебели, метро, канатка, фуникулер и проч). Все довольно рядом и дойти/доехать не сложно.

Сразу отмечу, что инфоцентр находится не у дома №3 по пр-кту Руставели, а у дома №1, прямо в скверике напротив. И выражу всем инфоцентрам большую благодарность за всегда открытое желание помочь, бесплатные карты любого региона и просто хорошую атмосферу. Заходите, спрашивайте, получайте полезную информацию.

В один из дней посетили Джвари и Мцхету. Вышло это 100 лари на 3-х. Но, если у вас есть авто и вы еще не перешли на вино в качестве любого напитка, то можно съездить и самим. Ехать мин 20, а по деньгам выйдет дешевле.

На 4-й день мы выехали из Тбилиси и направились в Сигнахи. Добрались часа за 2, быстренько осмотрели крепость, поглазели на архитектуру извилистых улочек и решили двигаться дальше. К слову, в Сигнахи есть еще музей, но в него мы не пошли (съэкономили время).

Следующем пунктом было Кварели и пещерный туннель с хранилищем вина. Нашли мы его не сразу, но доброжелательные грузины нам с радостью указали верный путь.

Что рассказать о туннели. Территория вокруг очень красива и ухожена, повсюду старые сосуды из-под вина (литров так на 500), зеленые лужайки, скамеечки, рыбки. В общем кадров на 30 в фотосессии рассчитывайте. Далее само хранилище. На выбор экскурсии с дегустацией вина и без (также есть мастер классы по изготовлению сыра, чурчхелы, грузинского хлеба, шашлыка, дегустация чачи). Разброз от 10 до 70 лари. Мы взяли пакет за 12 лари (экскурсия и дегустация 2-х вин по Грузинской технологии). Честно говоря, мы были немного расстроены, когда через 15 мин все закончилось и нас привели к столам с вином. Небольшой рассказ о винной компании, которая владеет данным тунелем, немного истории грузинского вина, осмотр бутылочек, приспособлений для изготовления напитков и все..
Справедливости ради скажу, что после осмотра «основной экспозиции» вам предложат подняться (на лифте в скале) на 5-й этаж, где располагается ресторан с панорамным видом на виноградники. Или же просто сделать пару фото на смотровой площадке (разумеется бесплатно).

Посетив Кварели мы направились в Гори, для посещения Уплисцихи. Были там под вечер, часам к 20, навигатор усердно показывал дорогу через поле (пункт назначения был «Уплисцихи»), но грузинские ребята, немного посмеявшись над нами, сказали, что это старая дорога и рассказали как добраться быстрее. Доехав по интересующего места, мы поняли, что время то позднее, все закрыто, а ближайший ночлег можно найти только в Гори (это мин 20 езды). Смеркалось, но делать нечего, вернулись в город, нашли гостиницу, душ, сон, прерывающийся wi-fi, и с утра вперед на осмотр пещерного города. Великолепный вид, ветер, сбивающий с ног, развалины старого города, небольшая церквушка… 2 часа прогулки и вперед дальше, покорять Грузию.

Часам к 14-15 мы были уже в Боржоми. Завидев инфо центр мы направились к нему, где нас встретил очень радушный гид, дал карту города, рассказал что обязательно необходимо посетить, что и где, а также организовал ночлег за символические 25 лари (кстати это было одно из лучших мест по признаку цена/качество).
Обеспечив себе ночлег мы рванули в нраправлении Вардзии (до нее примерно часа 2-3). Миновали крепость Рабат (увы не зашли), склоны, склоны, и вот то, о чем я просто мечтал. Мы штурманули крепость, добрались до микрохрама на горе, сделали невероятной красоты фото и тут, от гида, который вел группу рядом поняли, что это не сама Вардзия, а Ванис Квабеба. Как так, подумал я, время 19 вечера и что же «не суждено».. С чувством тревоги мы буквально бегом преодолели еще 3 км (на машине конечно же) и в 19.15? купив за 3 лари билет, осматривали уже пещерный косплекс. Удовлетворению моему не было предела, душа радовалась. Все эти ходы, комнаты, туннели, маленькая церквушка в горе..
Полные впечатлений, под покровом ночи, мы возвращались в Боржоми.

Проснувшись, нас ждали канатная дорога Боржоми, минеральная вода, за которой в очереди надо еще постоять, купание в серных бассейнах. Освоим все программу часам к 15 мы выехали в сторону Батуми и к 21 были в Кобулети. Так получилось, что ранее просмотренные номера в букинге нам не подошли по тем или иным причинам, а время было уже 22, и большинство «контор» закрылось, мы вынуждены были буквально ходить по дворам и спрашивать о наличии номеров. Но и это тоже выход, так что через мин 20 скитаний мы уже расстелили постели.
На утро мы искупались в море, порадовались за наши «подвиги» и решив, что нас не особо устраивает местность (пляж не особо чистый, одна улочка и множеством домов, народу как то не особо), решили посмотреть Батуми. Букинг выдал неплохой вариант квартирки на 5 ночей, созвонились, приехали и.. остались. Все есть, вид на море, идти 5 мин. От гостеприимного хозяина чача в подарок 

Пляж в Батуми неплохой, галечка гладенькая, народу относительно много, водичка теплая, но мутноватая (все таки порт рядом). Нам хотелось туленить и расслабляться. Хотя в планах было еще 2 места для посещения. Через пару дней нами были освоены Сарпи и Уреки. В первом месте вода прозрачная и плавать одно удовольствие, во втором, горячий черный песок, миллион детей, пляж из окурков, шелухи и крышек и шквалистый ветер. Так или иначе «галочки» поставлены.

24.07 в 2 ночи мы выдвинулись в сторону границы. К 11 были в Казбеги, осмотрелись, купили еще вина, лимонада, поели (т.к. кто его знает, сколько придется на границе провести) и через 20 мин были на границе. Главные вопросы, которые нам оставалось решить – это наличие штрафов на территории Грузии и сколько вина можно провезти через нашу границу.
На это раз удача нам улыбнулась и обе границы мы прошли за 1 час. Штрафов не было, а к багажу особо не придирались, так что по 10 л мы привезли. Вообще, по рассказам самих грузин до 10 литров – это нормально..но это всего лишь рассказы, так что решайте сами.

Обратная дорога до Москвы была тяжелее..мы ночевали в Пятигорске и в Воронеже (до него от Пятигорска ехали 15.5 часов..жесть). И вот 26.07 в 18.00 мы дома.

Обобщая все рассказанное, скажу, что все нам очень понравилось: гостеприимность, готовность помочь, дороги, еда, море. Единственно, мы не съездили в Сванети, т.к. не хватало времени и денег.
Примерный бюджет на человека на всю поездку (с бензином, ночлегом и проч) вышел в 60-65 тыс. Это не мало, но учитывая, что мы не стояли на месте – нормально.

Теперь отвечу на вопросы, которые сам задавал:

1. В какой винный городок Грузии посоветуете заехать?
Отвечу цитатой Дэвида: «обратите внимание на придорожные знаки «Wine Route», они регулярны, особенно в Кахети - они подсказывают, куда надо повернуть, чтобы попасть ... ну, куда-то, где делают вино и дают попробовать на каких-то условиях»
Сами мы были в Кварели, но я не в восторге, больше вино нигде не пробовали.

2. Много ли заправок на дорогах Грузии?
Волноваться не стоим. Основные сети: Лукойл (на нем я и заправлялся), Виссол, Сокар, Галф (или Гулф). Также в малонаселенных пунктах есть домики с одной колонкой, где есть АИ-92 (это нормал) и дизель.
Бензин стоит 2.10 лари, это примерно 65 р/литр (это АИ-95, он же премиум). Расплачиваться можно сразу заправщику и платить лучше в лари, т.к. вымышленный курс будет больше.

3. Бронировать ли гостиницы в Грузии заранее?
У нас вышло так, что заранее мы бронировали ночлег только по России и в Батуми. Все остальное находилось само собой, через гида, хозяина кафе, просто по дороге. Конечно, если вы ищите что-то определенное, то заранее – есть смысл. Средняя цена проживания 30-40 лари с чел в сутки. В нашей поездке она варьировалась от 10 до 38 лари.

4. Навигатор в Грузии - какой выбрать, чьи карты?
Я брал с собой отдельный навигатор с Навителом и картами Грузии (как оказалось потом немного старой версией) и на телефон закачал Навител и купил карты за 119 р за 30 дней. Они то нам в основном и помогали. Все таки спокойно ехать, зная, что впереди. Все основные достопримечательности и пункты назначения там есть, а также запавки.
Иногда, конечно, происходили сбои (как в случае с Уплисцихи), но тут выручали местные жители.

Из собственных заметок. Курс лари: 1000 р – от 35 до 39 лари (смотря где). Менять лучше доллары, выгоднее получается. Обменники есть практически везде, но не везде меняют рубли (так, например, в банке в Боржоми нам отказали).
Общайтель с людьми, они реально к нам хорошо относятся и не верьте разговорам, про к нам плохое отношение.
Такси в среднем 5 лари за 5-10 км. Стоимость сувениров 5-15 лари.
По Грузи заправлялся 4 раза. С моим баком в 55 л – это 12 тыс.

В общем то и все. Спасибо всем, кто дочитал и тем, кто ранее ответил на все мои вопросы.
Конечно же появилось желание еще одной поездки как минимум для посещения Сваннети.

Всем хороших поездок! Это того стоит!