Привет, меня зовут Давид! Перед вами - блог о путешествиях 'За семью горами Ru', в котором я рассказываю о своих поездках – все они самостоятельные и низкобюджетные, зато продолжительные. Добро пожаловать, и давайте общаться!

Индия 2016, поездка в Кералу - правда жизни (18+) с ценами и фотками


Кто Дэвид Создано/обновлено 20.04.2016/11.07.2016

удайпур

Марш-бросок на юг и обратно - три месяца в Керале, а также Раджастане, Тамилнаде, Карнатаке и Гоа. Рассказываю, как съездил в Индию.


Красным - Индия 2016 самостоятельно (конец ноября 2015 - конец февраля 2016), синим - поездка, совершённая годом ранее, тоже самостоятельно и тоже "зимовка".

УДАЙПУР

удайпур

Венеция Востока, жемчужина Раджастана, сюда я прибыл из Дели (Walking-talking на Главной базарной в Дели) и простудился. Самый трудный этап поездки - вот так приехать и разболеться на десять дней. Выжил, погулял и получил удовольствие (сказ тут), и сбежал подальше от холодов Севера Индии - на автобусе до Мумбая с пересадкой на поезд, идущий на крайний юг, в Кералу - в сумме, двое суток пути. Но оно того стоило.

АЛЛЕППИ

аллеппи

Об Аллеппи рассказывать мне трудно. Потому что самое важное, что там произошло, невозможно описать, не упоминая Север Индии, а ругаться в блоге очень не хочется. Давайте так, о Севере - одним слово: крохоборы... В чём их секрет - в культуре или длительности развращения туризмом или ещё в чём-то, разбираться не хочу. Славных людей на Севере много, но турист обычно оказывается не среди них. А Юг, он открыл для меня новую Индию - без умыкания сдачи, без завышения цен, без постоянного нытья и вымаливания рупий и положительных отзывов в сети, с гораздо более надёжными тук-тукерами, более чистоплотным населением, с щедрой, вкусной, дешёвой едой. И ещё - если вы с кем-то сблизились, то вы сблизились, и этот момент не будет использован, чтобы внезапно вас обмануть, когда вы расслабились.

аллеппи
Две пароты (хлебцы), кари из рыбы и чай с молоком - 75 рупий - чуть больше одного доллара США.

Не один я такого мнения. Вот, что пишет Тони, моя подруга из Англии, проведшая в Индии в сумме восемь лет:

Монеты!!! Я очень устала от индийцев, считающих, что европейцам монеты не нужны... ...Я даже не знала о существовании пятирупиевых монет [1 рупия = 1 рубль], пока не съездила в Индию три раза. Я обнаружила их в Керале... ...Керала и Тамил Наду немножко более эволюционно развиты. Чище и в каком-то смысле более современные. Еда определённо лучше. Я больше практически не могу есть еду на Севере. Мука, которую они использую, четвёртого сорта, а масло токсичное и древнее. Еда кажется намного более свежей на Юге.

Конечно, люди везде разные. Но, в сумме, приезд в Кералу для меня означал колоссальное снижение стресса. Конечно, и в Керале разгильдяйство, и тут мусорят направо и налево, и тут порой стараются заработать на иностранцах ещё немного больше... Но - всё намного лучше. И это хорошо!)

В Аллеппи, в итоге, я застрял на две недели. Во-первых, хотелось переждать новогоднюю сутолоку с её ценами на жильё, и Аллеппи оказался удачным местом для этого - сытно, дёшево, жарко, и почти каждый день какие-то фестивали во второй половине декабря.

аллеппи

аллеппи

Но славен Аллеппи в первую очередь миром тропических водоёмов, называемым Бэквотерс (Backwaters).

аллеппи

Иностранных туристов в Аллеппи немного, поэтому, да, мы вызываем интерес. Население провинциальное, простодушное и общительное, а если чуть отойти в сторону - там вообще деревенская жизнь.

аллеппи
Жизнь у реки

аллеппи
В качестве домашних животных тут держат браминских коршунов (Haliastur indus), которые здесь обычны в качестве хищников городского неба

аллеппи
Первое правило индийских детей - заговаривать с незнакомцами.

По интернет-описаниям я совершенно не понял, что же в Аллеппи с морем. Выяснилось, что оно вполне хорошее, есть проблема с мусором на пляже (с водой-то всё в порядке), но один из участков прибран и местных с него прогоняют (тут goo.gl/maps/9m2r2YyKjv92), так что купаться можно и нужно:

аллеппи

А там, где местные люди не просто прогуливаются вдоль берега, но живут у берега или рыбачат, они, эти местные, имеют привычку приходить по утрам на пляж покакать (Индия такая). К этому надо быть готовым, как и к картинам, как вороны всё это дело выкапывают из песка и поедают...) Поэтому, да, купаться лучше у полосы, занятой отелями, а не частными домиками.

February 21, 2016, India Today: Кампания по искоренению привычки испражняться на свежем воздухе набирает обороты. 104-летняя женщина продала своих коз, чтобы построить в своём доме два туалета. В дальнейшем она стала показывать свои туалеты соседям и информировать об их важности. Кончилось тем, что каждый житель деревни построил себе туалет. "Индия меняется", выразил убеждённость премьер-министр Индии Моди, "Похоже, женщина из удалённой деревни предпринимает усилия, чтобы воплотить мечту о чистой Индии; она - вдохновение для каждого, особенно - для молодёжи... ...Мы приложим все усилия, чтобы к октябрю 2019 года в каждом доме нашей страны был туалет".

(Потом премьер-министр Индии встречался с ней на этом основании и притронулся к её стопам... Короче - Индия!)

Есть под Аллеппи и совершенно ухоженный пляж - Марари-бич (в посёлке Марарикулам). Этот:

аллеппи

Страсти проводить время на пляже у меня нет (моё - это прогулки с фотоаппаратом), но иногда - можно. К тому же у меня была хорошая компания - эстонец Айво (бармен) и венгр Аттила (повар, аквариумист) - они тоже приехали надолго, к тому же жили через стенку, и веранда у нас была одна на троих.

аллеппи
Аттила и Айво

Так что каждый вечер - посиделки, обсуждения событий нашего миникоттеджного городка - преимущественно на английском, с примесью русского языка - Аттила тоже немножко владеет великим и могучим (работал поваром в Петербурге). И совместное прослушивание русской попсы начала 90-х - Я бейби тунайт, американ бой - огонь! ))

аллеппи

Dream Heaven Cottage - мой дом в течение 15 дней. 500 рупий/7.7$ с одиночного человека. (За двоих - 600).

Одно мучило - керальские ребята, работавшие в нашем коттеджном местечке, хотели общаться (атмосфера тут хостельская), а я очень быстро от них устал. К тому же они не реагировали на мои жалобы о какашкопаде - через щели в потолке на мою кровать ссыпались мышиные (или беличьи) каки - к счастью, только на одну половину, так что я спал в относительной безопасности, под антимоскитным пологом.

Впрочем, возможно, я сам виноват - я ведь в Питере однажды убил мышь... В Удайпуре мне прямо сказали - сделай крошечную мышку из золота и отдай её нищим, и только тогда будешь прощён. С другой стороны, почему тогда одна мышь в Варанаси спала на моей груди, грелась моим теплом под одеялом, глядя на меня любовно? Что-то тут не вяжется...

Но ничего, после передышки погулял на Рождество и Новый год - и пили, и танцевали, и гуляли, и слава богу, что всё это кончилось.

И я уехал в лес.

КУМИЛИ

аллеппи

По пути в лес открылось ещё одно чудесное свойство Кералы - общественный транспорт. В керальских междугородних автобусах почти всегда есть свободные места, в них чисто, и они безумно дешевы - расходы на транспорт падают почти до нуля. Четыре часа езды из Аллеппи в Кумили стоили около 100 рупий, автобус был едва заполнен большую часть дороги, и - дружественный кондуктор (Христофор, кажется, его звали), и я, обнажив фотоаппарат, прыгал от одного борта к другому - фотографировал виды из окон, в которых, кстати, нет стёкол - а если дождик, то опускаются ставни. А дождей в Керале зимой нет - всего один дождик случился за два месяца.

муннар
Типичный обед туриста - бирьяни с курицей (два куска + варёное яйцо - спрятано под рисом) и в качестве бесплатного приложения салат и закуска из манго. В Кумили в чудесном ресторане я платил за это удовольствие 120 рупий (меньше 2$).

В Кумили - две достопримечательности. Во-первых, это край специй, и здесь можно посмотреть плантации кардамона и черного перца. И можно сходить в платные сады, в которых показывают прочие диковинные растения... Как-то сел в автобус, приехал в деревню какую-то (выбрал по принципу "в этом направлении я ещё не ездил"), вижу на гугл-карте "бла-бла garden" - подумал, что сад. На месте выяснилось, что то был не сад для экскурсий, но дорогой отель с большой зелёной территорией с вымуштрованным персоналом. Кажется, меня приняли за какого-то рода отельного ревизора и провели для меня экскурсию. Стараясь поддерживать имидж загадочного мэна с дорогим фотоаппаратом, я как бы ненароком пофоткивал коттеджи, бассейны и аюрведические массажные комнаты с изысканной резьбой и прочим (вспоминая вторую часть фильма "Отель Мэриголд: Лучший из экзотических").

кумили
На переднем плане - листья кардамона, на заднем - черный перец обвивает деревья.

А во-вторых, здесь Национальный парк - весьма дурацкий, надо сказать, если вкратце. По этой причине я в него даже не пошёл, но в местном горном лесу всё равно побывал - пошёл по трассе на равнину Тамил Наду и по пути забрался в лес посмотреть что же в местных джунглях творится. Тут же из кустов выскочило крупное создание с красным мехом и побежало наутёк по ветвям деревьев. Гигантская индийская белка - если считать с хвостом - метр длиной!

боннет

Я наладил фотоаппарат, рассчитывая, что животные вот-вот начнут вылазить из нор и дефилировать передо мной, но никого кроме макак-боннетов (они заместо бомжей в этих краях) я в том лесу так и не увидел.

кумили
Полпути пешком, полпути - третьим на байке по серпантину. Мужики решили подвезти

индия 2016
Только что был в горах, и вдруг - равнина, позолочённая заходящим солнцем... Люди меня рассматривают - деревня при шоссе. И тут я понимаю - как же здорово вот так оказаться неизвестно где без каких-либо ясных намерений

А ещё здесь живут совершенно новые для меня обезьяны.

кумили
Капюшонный гульман, или нилгирийский лангур (Trachypithecus johnii). Обычно скрываются высоко в кронах деревьев, бомбардируя зевак зеленоватыми какашками, но иногда вторгаются и на окраины городка.

Жилое пространство гестхауса я делил с пожилой француженкой Француаз, опытной путешественницей, которая даже в Центральной Африке в своё время бывала (одно удовольствие её слушать).

Бронировал на airbnb.ru, тратил бонусы, поэтому подписался на 10 евро в сутки. Владельцы геста не очень понравились - увы, крохоборы, притом крохоборы липкие, параноидальные.

Зато я подружился с их пожилым соседом по имени Васкар, был у него в гостях два раза_) Когда наконец поблизости появился нилгирийский гульман, я прибежал к нему, чтобы занять выгодную позицию на крыше его дома_) Он - бывший работник лесного департамента, он сразу всё понял_)

васкар

Но это было в последний день, а пока....

Быстро перекусил с утра, привёл себя в порядок, и, не теряя времени, стал раскладывать дольки мандаринов у кухонного окна и в самой кухне и на лестнице, ведущей на второй этаж гестхауса, надеясь и веря, что скоро появятся черные обезьяны (мне сказали, они иногда приходят, благо нацпарк в 200 метрах). Покончив с приманкой, вышел покурить.

На полсигареты слышу шум на кухне...

Боннеты!

кумили

Пытаюсь настроить вспышку, целю сфотографировать, а вот уже и нет мандаринов, чищу новые, руки в соке, фотоаппарат в соке, шаг вперёд - обезьяны улепётывают через окно, отхожу на три метра - вновь лезут гурьбой, слышу шум в своей комнате - забегаю - прикрытое окно вскрыли!! Гоню боннетов, закрываю окно, возвращаюсь на кухню - боннеты расхищают всё что только возможно !!

кумили

Влетает Француаз, орёт "Мои мандарины, где мандарины??!", маленькая, злая, шипит на обезьян, руками машет как кошка, отскакивает, наскакивает, а я ей "Да успокойтесь же, я куплю вам новые мандарины, и морковку тоже куплю!" - "Мандарины!! Было пять, стало два!!!"

кумили

Короче, пришлось закрыть окно, и праздник закончился. С первого этажа прибежала жена владельца (радостная!) - обсудить набег, сказала, финики чьи-то украли - не ваши ли финики? А я - нет, не наши. Финики-то были, да в пакете закрытом и в дальнем углу на полке среди прочих мелких вещей... "Ну, наверное, у соседей украли". Но решил проверить, на всякий случай. А нет фиников! Всё обшарили, всю комнату! Вот почему Француаз свои финики в шкафу на ключ запирает!

МУННАР

муннар

Муннар, край чайных плантаций - обещали, что будет туристическим, и всё дорого и вообще. На букинге, правда, жильё от тыщи рупий, а на месте - всё гораздо лучше.

Нашёл очень хороший отель - Smm Cottage (tripadvisor | сайт). Бронировал по имейлу - отвечают оперативно. Классный! 400 рупий/6$ за сингл со своим душем и горячей водой и тёплым одеялом - по ночам в Муннаре не жарко, в районе +10. Люди здесь работают золотые - ничего от тебя не хотят! И инфой делятся, если попросишь. К тому же место очень общительное - на балконе собираются люди, путешественники.

Тут мы скорешились с израильтянином по прозвищу Ли (отслужил в армии - полевая разведка, уехал путешествовать), и были мы с ним не разлей вода, пока не пришло время разъезжаться в разные стороны.

муннар

Терапия зелёным цветом! Листья-то регулярно собирают, поэтому в чайных плантациях вечная сочно-зелёная весна.

муннар

Садишься на местный автобус куда угодно - тут четыре горные дороги в разные стороны - высаживаешься, и вот - простор невероятный, всё в зелени, тишь, тропы во все стороны...

Шёл я по окрестностям Чиннаканала, нравилось мне это уединение, не хотелось с местными общаться, а дело под вечер, спешу на автобус, а дорожки-то в разные стороны, как раз рядом с посёлком, одна похожа на другую, не туда свернул и ... прям в школу вышел - дети расходятся по домам... Заметили меня, и понёсся зомбиапокалипсис_) Бешеные дети!))

муннар

Я бы здесь провёл не три дня, а подольше, но хотелось посмотреть на некий фестиваль Понгал, чуть ли не главный праздник Тамилнада, соседнего штата. И я отправился в Мадурай.

МАДУРАЙ

мадурай
Шум, грохот, пыль, всё неудобно - это Мадурай

В Индии качество путешественников самое высокое - такого скопления интересных людей, возможно, не встретишь нигде. И, поселиться в хостеле - это лучший способ с ними познакомиться.

Vedanta Wake Up – Arapalayam Bus Stand, как хостел - достойный, современный, персонал очень хороший.

Дневниковое:

Филипп, человек из Новой Каледонии, настроенный на Свет и вибрации. В своё время уехал по велению детской мечты из родной Франции на остров в Тихом океане. Стал инвалидом в результате болезни - врачи обещали скорую смерть. Его спасла йога. Жена бросила его - устала от его разговорах о духах. "Они думают, что я сумасшедший!" Теперь Филипп - учитель йоги. Накурившись, он садится на крыльцо хостела и смотрит жизнь индийских улиц. Мы в кино, говорит, мы внутри кино! Его друг из Ливана крепко накурил меня. Звуки вышли на передний план, движения всего вокруг стали казаться порывистыми. В таком состоянии я застал себя в столовой. Три десятка темнокожих тамилов с "полотенцами", обмотанными вокруг бёдер - таков здесь наряд, сновали от стола к столу, судорожно жевали, одновременно перебирая, окучивая рис пальцами, как будто ладони - их второй рот. Щебет птиц, треск человеческой речи - словно ты в облаке саранчи, сигналы тук-туков, звон велосипедов, лязг, грохот. Я едва сдержался, чтобы не рассмеяться. "Вот ваша парота, 60 рупий", мне говорят, а я думаю - "точно - кино".

А вот фестиваль я найти никак не мог. Пока наконец не отчаялся, и вот в тот самый момент (я был угрюм и злобен как чёрт из-за пары не важно каких инцидентов) меня схватили дети и утащили в переулки... Как утащили? В буквальном смысле слова - вчетвером схватили за руки, заверещали, потянули и побежали - и я решил поддаться... Раздражение убывает со скоростью света, когда ты бежишь на всех порах с неопознанными детьми в неизвестном направлении с неизвестно какой целью, - пшик и его нету. Феерия! Уже ради одной этой пробежки стоило приехать в Индию!

мадурай

Соседи вместе отмечали в переулках - вот, что там было - проспонсировал праздник тутошний большой человек, так что и музыка была и сцена и свет. Артистов не было - они сами себе артисты (смотрите небольшое видео в конце поста), и я - артист, который по стечению обстоятельств и открыл празднование...

Толпа детей требовала: "дэнс, дэнс, дэнс!!", и об этом своём страстном желании никак не хотела забыть, хотя я и отлынивал как мог.

Разочаровывать не хотелось - это же вроде как трусость не пойти на сцену....

Короче, попал.

Кстати, дети в Индии имеют немножко другой статус в глазах путешественника. В России - это такие маленькие заморыши (зачастую укутанные в огромный кокон одежды), крайне редко встречающиеся, замкнутые, отгороженные от мира стеной тревожной, иногда даже параноидальной заботы родителей, которые хорошо понимают, что чужих детей не бывает, ведь чужой ребёнок - это ноющий кусок мяса для каждого второго, тогда как в Индии - это свободная почти от всяких правил, радостная, дружелюбная толпа, они - где-то треть населения, и они повсюду, и они активней всех других категорий людей готовы вмешиваться в твою жизнь, а потому с этой толпой надо считаться в каком-то смысле. (К счастью, индийские дети знают, что такое уважение к взрослым.)

Врубили музыку, и - понеслась_) Танцевать в Индии здорово! У нас в Европе (в самом широком смысле) танец - это строгий ритуал - следуй правилам, если не хочешь прослыть придурком, а в Индии - это самовыражение - выделывай что хочешь - скачи оленем, прыгай роботом, растекайся водой - всё оценят, лишь бы выходило здорово_)

Благодарили меня за танец очень!) Целая очередь выстроилась - "суперданс, суперданс!"_)

Самооценка поднимается от такого до предела, выше - только обморок._) Терапия мощная!)

Тут же я встретил Южи, японца из хостела (его тоже загробастали), были мы в гостях у местной семьи, угощали нас очень вкусно - чатни из киндзы, самбар, доса простая и яичная.

мадурай

Я потом случайно выяснил у третьего лица, что мужчина этот борец за равенство каст, что проблема эта существует и поныне. Вот, если иностранцу или человеку из высшей касты подают чай в стакане и сажают за стол, то из низшей касты - чай в кокосе и на пол садиться надо. Меня убеждали, что в деревне до сих пор так, да и Мадурай не далеко ушёл. А сядешь за стол - и побить могут... Источник, когда рядом с нами появились его работодатели, быстро умолк и попросил хранить сказанное в тайне.

ВАРКАЛА

варкала

После Мадурая впечатления невероятные - натуральный райский сад - всё в зелени, тишь... Это - Варкала, снова Керала - красивая, удобная и вкусная. Главная улочка курорта идёт вдоль моря, по самому краю скалы - очень красиво, но тут, да, уже туризм и уже вот так спокойно не походить - то в ресторан хотят затащить, то футболку продать. Но мне было куда интереснее ходить вдоль берега моря в соседнюю деревню (Edava), наблюдая как туризм постепенно уступает место рыболовной отрасли, образуя с ней диковинные гибриды.

варкала

Край рыбаков. Фотка аллеппийская, но в Варкале все те же лодки, все те же наряды. На мужике, кстати, целых два крестика - согласно преданиям, христианство в Кералу привёз апостол Фома в 52 году, хотя часть учёных считает, что то был совсем другой Фома и прибыл он сюда в 4-м веке (так сказано в wiki). Очень много в Керале и мусульман с индуистами.

варкала

Тут край цапель, охотящихся в прибое, не особо обращающих внимание на рыбаков и туристов. А часть цапель живёт в содружестве с буйволами. Браминские коршуны бороздят небо, и ворон - тьма тьмущая, как и по всей Индии. Видел тут мангуста. А со змеями мне не повезло - так и не встретил ни одной за всю поездку - специально не искал - рассчитывал, что само что-нибудь вылезет... Не вылезло нигде.(

варкала

Потрясающие виды. А ещё в Варкале многие иностранные туристы сидят с подозрительно прямыми спинами, как будто в них инопланетяне подселились, и они стали другими, и ты понимаешь - они увлекаются йогой. Нигде такого не видел.

варкала
Вегетарианское тали - рис и всего понемножку - 100 рупий/1.5$ в в семейном ресторане The Village Kerala Kitchen (их фейсбук). А на Клиффе, главном туристическом месте, конечно, дороже всё.

Опять же тратил бонусы на airbnb.ru, однако в этот раз 11 евро за коттедж было полностью оправдано - было всё (кроме кондиционера), + неплохая общая кухня (варил чечевицу, жарил экзотические овощи, делал оладьи). коттедж 1 - коттедж 2.

И напоследок - отзыв, но теперь отзыв обо мне - на airbnb ведь не только туристы владельцам жилья пишут отзывы, но и владельцы пишут туристам :)

Дэвид Бокучава

Here's David. A generous and kind man. Calm and extremely friendly. Thanks a lot dear David. Its our pleasure to host you.

КОЧИН

Коччи
На пароме в континентальную часть города, Эрнакулам

Вот так незаметно прошло больше двух месяцев, и пора было уже задуматься о движении на север - чтоб поближе к рейсу Дели - Петербург. И я отправился в город Кочин.

Исторический Форт Коччи попорчен туризмом (но до Севера ему ой как далеко), да и смотреть тут особо нечего. Но вот сказать, что было не интересно, тоже нельзя - тут я спас ворону от погибели (пришлось руку засунуть в зловонную сточную канаву - застряла она в ней), тут же я притворялся покупателем в кашмирском магазине в рамках некоего своего исследования, завёл взаимоотношения с тук-тукерами, проникся безумием старости, отъедался блинами доса, плавал на пароме, занимался шопингом в молле Centre Square (две футболки за 250/350 рупий) - кондиционеры, кондиционеры!!!, а ещё в Кочине же меня безуспешно пытались обратить в ислам...

Коччи

"Ислам - это мир! А террористы, ИГИЛ.... - это всё Америка, Израиль!!!". Мне также объяснили, что ислам и христианство, суть, одно и то же, с той лишь разницей, что христианство - это искажённое, устаревшее учение, и многократно дали понять, что мой отец (как и положено отцу в любой христианской семье) скрывает от меня подлинные знания об исламе. В какой-то момент этот парень, кашмирец, настолько распалился, что я почувствовал себя неуютно в его магазинчике. Наверное, он понял, что постепенно скатывается от проповеди к истерическим обвинениям, и от обвинений - к оскорблениям, и расстраивался по этой причине, но ничего не мог с собой поделать - эмоции! - особенно на фоне моей всё более откровенно саркастической улыбки.

Вообще, кашмирцы - это главная интрига этой поездки в Индию. Какие-то они вообще не южные азиаты - они понятнее намного, культурный барьер с ними на порядок ниже (что приводит к образованию больших симпатий и антипатий).

Надо ехать в Кашмир, и надо ехать в Иран, тогда может быть что-то прояснится...

Кашмирец
Аллеппи. Север и юг - кашмирец и кералец

Мне хотелось вернуться в Муннар и отправиться оттуда в соседний Марайюр, где опять же леса, тропы и гестхаус с правильными ценами и отзывами (вот этот гест выбрал), а оттуда уже выбираться то ли в Кодайканал, то ли как-то на север в Майсор (где река с крокодилами и много исторический вещей)... Но тут мне позвонили ребята из Эстонии, и сказали, что они по-прежнему в Аллеппи, и "давно не виделись, приезжай". И я подумал, что, блин, у меня же новые друзья, и что это же поважнее, чем увидеть ещё дюжину чудесных пейзажей.

АЛЛЕППИ

аллеппи

Пили и курили на крыше геста, купались.

В этот раз мы жили на берегу моря, в Sea Land Beach Home, комната без своего душа за 400 рупий - весьма бюджетненькие условия, зато - первая линия пляжа.

Здесь же я изобрёл и опробовал два новых вида плавания - брасом на спине ногами вперёд и весьма изящный стиль креветки, и потом, на крыше, это всё активно обсуждалось, и чуть не кончилось обмороком по причине чрезмерности смеха.

пляж аллеппи

...Утро началось с тревожной вести - неизвестный, представивший Бобом Л., написал язвительный отзыв о местном пляже и не где-либо, а на tripadvisor на странице геста, в котором мы остановились. Молодые ребята, владельцы/работники Sea Land Beach Home, прибежали к Айво и Аттиле просить о помощи. "Кто-то написал разгромный отзыв о пляже!!" Им было больно и страшно.

Пляж кажется отличным, если смотреть издалека, но как только вы попадёте на него, вы увидите, что местные используют его в качестве туалета номер два. По утрам он весь обкакан! Поверьте мне, вы не будете одиноки, когда придёте сюда поплавать! Sea Land чистоват, и предлагает разумные стандарты, в частности, сбоку здания - гора мусора, обеспечивающая бесплатным жильём местную фауну.

Я бы ещё добавил, что на первом этаже пахнет мертвечиной, но ребят было настолько жаль и настолько это всё было бесчестно, публиковать такое, такие гадости... И мы вместе написали положительный отзыв, приложили все силы, лучшие фотки...

Однако после прочтения отзыва Боба Л. что-то во мне надломилось, теперь я уже не мог спокойно смотреть на ворон, откапывающих маленькие рыжие сокровища... А потом на волне обсуждения Аттила признался, что однажды, гуляя по пляжу, наступил... А ещё через пару дней какой-то местный мужик, дроча под своим килтом-мунду, предложил Аттиле, вышедшему на пляж на сбор ракушек, потрахаться... С тех пор пальмы, ракушки и прибой, вся эта тропическая сказка, как-то померкли, как будто кто-то сдвинул в фотошопе ползунок "Saturation" почти до нуля.

В оправдание скажу, что всё это происходило по утрам и СПРАВА от отельной полосы... Так что просто не ходите туда и вставайте, как я, не раньше полудня, и разочарований не будет.

МАНГАЛОР


Ж.д. станция провинциального городка Аллеппи... Керала!

Ехал я из Аллеппи в Мангалор так чтобы подешевле - в слиппере - всего 308 рупий (5$) за 500 км. Шесть коек плюс две боковые, без постели, без стёкол на окнах, огромные пыльные вентиляторы под потолком гремят. Туалеты приличные, не хуже наших по чистоте, соседи тоже не изводили - один мужик пофоткал меня немножко на свой мобильник, угостили меня сладостями, порасспрашивали и успокоились. Жаловаться не на что, но - мука!

Вот, почему я в хостелах почти завязал останавливаться? Не потому что не удобно или что-то ещё, а потому что я плачу за отдельную комнату, чтобы не было людей - милых, приветливых, безумно интересных - никаких людей. Нет, общение я очень люблю, но после двух дней вплотную с людьми мне надо запас социальной энергии неделю восстанавливать. И тут то же - вроде всё хорошо, люди-то мимо говорят, и вежливые, и добрые, но как хотелось вырваться из этого лагерного барака! 11 часов мелькают глаза, рты, руки, пальцы рук, пятки с прилипшими крошками... Речь не о брезгливости или недоверии или нелюбви - просто не могу, ужасный груз от самого факта присутствия людей - индусов, не индусов - кого угодно, и не важно, есть ли у них крошки на пятках или нет...

По той же причине я люблю настоящие гостиницы с длинными коридорами и рядами одинаковых дверей - в них ты точно один. И лучше чтоб старые и большие - в старых и больших - загадка, в них - непростая душа. Мангалорский Hotel Surya - как раз такой.

С отелями на букинге в Мангалоре плохо, но на трипадвизоре я нашёл Surya Hotel (tripadvisor). Огромный отель, просторная комната, свой санузел, всё немножко погрызено, но аккуратно и профессионально, в сердце города - 500 рупий/7.7$ с одного человека. Кстати, на Юге Индии в отелях обычно платят за 24 часа, так что если ты въехал в 5 утра, то до 5 утра следующего дня комната твоя. Очень удобно.

Дверь за мною закрылась, и я, оставшись наконец один, разом выдохнул из себя сотню людей. На уголке стены у зарешеченного окна обнаружил "журнал" постояльцев - ручкой подписаны закорючки - имена и подписи каких-то давно минувших туристов, и я добавил от себя - "Марк Аврелий" - сказал вслух, но не подписал - не захотелось портить стену.

Мангалор - это настоящее открытие. Город, в котором компактно расположено всё - от местных ресторанчиков (вкусно, чисто, почти бесплатно) до моллов (с кондиционерами!), с приветливым, ненавязчивым населением, которое к туристам ещё не привыкло - иностранцев тут редкие единицы. (Встретил на улице пару из Европы (свои!!) - смотрели друга на друга большими глазами - смех).

еда в мангалоре
Бирьяни с курицей и йогуртовый салат в качестве бесплатного бонуса + помидоры с лаймом. Мммм!

Город довольно зелёный, город с действующими тротуарами... Нет слов! При этом всего в 5-10 минутах езды на тук-туке расположены уголки, в которых, похоже, вообще не ступала нога иностранца.

Мангалор

Например, наткнулся на гугл-карте Old Port - а что там делают?? Пошёл посмотреть.

Мангалор

Рыбу сушат, вот что!

Мангалор

А ещё в Мангалоре женщины иногда просятся в кадр!

Мангалор

Школьницы проявили инициативу:

мангалор

Быть фотографируемой иностранцем... Мужчиной... Шок? Шок!

Индуски-то не любят это дело, отказываются, но тут чуть иначе как-то. Это уже не Керала, Мангалор - это Карнатака (как и Хампи), к тому же население говорит на особенном языке тулу (2 млн человек), и земля эта называется Тулунаду, и люди своим краем гордятся, даже кино снимают несколько штук в год...

Мангалор

А это - семья альбиносов. Ага. У них горе - они альбиносы, просят милостыню исходя из этого факта... Похожи на скандинавов, но вообще индийцы, кажется, из Махараштры - о них никто толком ничего не знал, кого я ни спрашивал - может, больные, может, иностранцы, а может из Махараштры - таков был итог моих изысканий...

Есть тут и пляж - более прогулочного плана. Случайно попал на него. Сказал мне местный человек, что, вот, стоит посмотреть такое-то место - Sultan Battery, а что там такое, не уточнил.

Приехал на тук-туке - корабли покоятся в песке, какая-то пристань на свалке...

На свалке встретил очень хороших ребят.

Мангалор

Образованные, с манерами - хорошие, да и по лицам видно.

- Ты кто по профессии?
- Просто человек.
- А в Индии зачем, путешествуешь или бизнес?
- Живу проездом.

Им ответы понравились. Для меня это было очень важно - от однотипных вопросов, ответов и реакций я очень, очень устал за три месяца.

Поплыл на пароме с ними куда-то, думая: "поездка кончается, они мои последние, наверное". Подружились. Заплатили за мой билет туда и обратно. И подвезли в центр на байке.

Мангалор

Весёлые, любят свой Мангалор, свой Тулунаду. Светлый эпизод.

ПАНДЖИМ И ВАГАТОР

Панджим

Да, в какой-то момент я почувствовал, что всё - никаких Удупи и Гокарны, надо ломить в Гоа и идти в офис за билетами по квоте для иностранных туристов.

В промежутке между поездкой за билетами в Васко-да-Гама и планированием дальнейших действий (часы тикали!), я погулял по Панджиму, столице Гоа, где познакомился с хорошим иранцем из Тегерана, преподавателем фармацевтики в университете, и съездил в знакомый мне по прошлой поездке Вагатор буквально на один полный день.

Центр Панджима, кстати, интересное место - довольно европейское (тут многое португальцами построено, которые почти полтысячелетия Гоа владели), и поэтому тут можно найти определённое отдохновение от Индии. Место не пляжное - город, но автобусы курсируют в направлении пляжей регулярно.

Панджим
Кафе, совмещённое с хостелом Old Quater

И снова я в хостеле - спасибо падшему рублю. OLD QUARTER by thehostelcrowd как хостел - великолепный. Современный, очень хорошее общее пространство. Забирают у постояльцев паспорт - это минус, но если надо - возвращают на время.


Балкон геста (крохоборского) в Вагаторе - 1000 рупий за сингл.

Покупаю колу и воду в Вагаторе, цена выходит с хвостиком в 5 рупий. Сдачи у продавца нет - ну конечно! Ссыпает мне четыре конфетки "химический плевок" (традиционная гоанская сладость), но, подумав, одну убирает - пожадничал. Я же говорю - окей, тогда давайте так, я возьму только воду за 20 рупий, так что вам не придётся тратить свои конфетки. Продавец нахмурился, залез в ящик и достал пять рупий. "Последние!" - говорит.

Ага последние.

Крохоборы!

МУМБАИ

мумбаи

Билетов на прямой поезд Гоа - Дели не было, и я поехал с пересадкой в Мумбае. В Мумбае, погуляв с 6 утра до 5 вечера, я прибыл на вокзал и узнал, что все поезда на Дели отменили. А мне до рейса в Питер остаётся 28 часов... Сюрприз.

Трудный денёк выдался... Охотники за заработком на туристах меня в этом городе извели, под вечер я готов был кого-нибудь избить. Но - обошлось.

В феврале 2016 года начались протесты джатов (такая народность), требовавших включить их в государственный список групп, находящихся в невыгодном экономическом и социальном положении, и тем самым обеспечить себе льготы в области образования и трудоустройства. Начиная с 12 февраля джаты стали блокировать железную и автомобильные дороги, тогда как представители иных групп (не-джаты) вышли на протесты против протестов джатов. 18 февраля 2016 года не-джаты вступили в кровавое столкновение с группой юристов (протестовавших против крамолы среди студентов Университета Джавахарлала Неру), приняв их за джатов. Позже не-джаты нашли джатов, которых также атаковала полиция... Как итог долгих перипетий - 30 человек погибло, государство понесло убытки в размере 5 млрд долларов, одному миллиону пассажиров пришлось перекроить свои планы.

А ваш покорный слуга лишился 100 долларов США, потраченных на авиабилет Мумбай - Дели, проезд до аэропорта и питание в аэропорту (из которого меня не выпускали - такие тут правила с недавних времён - во имя безопасности).

джаты

Поселился в дешёвеньком отеле у вокзала Mumbai Central (на карте - goo.gl/maps/vJTuhdSQN6L2, на той же улице скопление прочих дешёвых отелей). Без интернета, всю комнату занимает кровать, общий душ, уровень - индийский до мозга костей, но ребята, персонал, заботятся, драят, и ко мне, иностранцу, относились с большим почтением. 700 рупий/11$ в сутки. Спасибо им!

Хотя рейс был вечерним, уехал в аэропорт с утра - чтобы не случилось беды (я был безумно накручен), чтоб не болтаться между двумя главными вокзалами, где водится вся эта хищная, циничная, бесчеловечная рыба...

В самолёте Мумбай-Дели сидел рядом с интеллигентным индусом лет 38-ми. За ним - пожилой человек, наверное, его отец... Наверное, он отца сопровождает, подумал я почему-то. И этот мужчина на свою беду поинтересовался моим мнением о родном Мумбае... А я без обиняков ответил: ужасно, просто ужасно. Знаете, на вокзале Виктории подходит ко мне попрошайка, просит деньги, потом за руку меня хватает, я отдёргиваю и как ни в чём не бывало иду дальше, и тут ко мне подходит местная девушка, видевшая сцену, и спрашивает, что случилось. А я говорю - пустяки. А она отвечает с чувством: "вы простите нас, пожалуйста, не держите зла, просто мы такие, просто мы... - индийцы". И я вдруг осознал, как же мне тяжело в этом городе, как же меня задёргали, как я напряжён, как я никому не доверяю, настолько сильно, насколько физически возможно, и я едва сдержал слёзы, услышав её слова, и всех простил (но ненадолго). Я описывал в деталях все ужасы бытия между двумя вокзалами, и мужчина, добрый, обходительный, меня весьма внимательно слушал, немного испуганно, ибо глаза мои блестели гневом и обидой. А в конце полёта я вдруг заметил странную штуку - мой собеседник раскрыл журнал авиакомпании и начал сосредоточенно расковыривать лица людей на фотографии, периодически смачивая ноготь в воде на дне пластикового стакана - вот только воды в стакане не было, он был пуст... Это был тик или я не знаю что, но движения эти были совершенно ненормальны, и он всё ковырял лица и ковырял, и я подумал, что это не он сопровождает отца... И стало мне очень стыдно.

Полдня в аэропорту Мумбая, а теперь ещё девять часов в аэропорту Дели - Аэрофлот тоже опаздывал - вместо четырёх утра самолёт подали в седьмом часу. В связи с этим в Москве на пересадке на рейс в Питер была настоящая паника - спасибо аэрофлотовцам, что помогали...

Пулково! Закончилась жуткая дорога! Выхожу на улицу, "такси не нужно?" - спрашивает водила, а я ему: "У меня есть телефон службы такси, они за 400 с чем-то меня в аэропорт довезли из центра". А таксист отвечает: "Я вам ещё дешевле могу рекомендовать. Гей-такси называется. Ну очень дёшево! Прямо очень!" Сказал он, не улыбаясь, и ретировался. А я подумал не без довольства: понеслась Россия-матушка!_)

(Заплатил 800 в итоге той службе - видно, промо-акция была у них, когда я уезжал.)

Юлия Васильевна аватар
Спасибо за статью,очень

Спасибо за статью,очень интересно и увлекательно!

Дэвид аватар
керала 2016

Спасибо!)

LexinArt аватар
Спасибо!

Я просто выражу здесь признательность за рассказ

Дэвид аватар
индия

Спасибо! )

Без имени аватар
не пропадайте, пишите

Как я рада, что вы опять появились, а то кулинарный блог завял и я думала, что вы устали от этого. Бывает. Но раз про путешествия вас тянет писать, а путешествия стали стилем жизни, то значит, еще напишете, а мы почитаем.
Но вы уже, наверное можете и индийскими рецептами делиться? Или правда, пропал интерес?
Жалко, потому что рецепты были очень практичные и в то же время, пока вы писали, то и другие тоже вдохновлялись, а без вас только odron еще обороняет крепость.

Дэвид аватар
индия

Чем-то надо было пожертвовать. В поездках не до готовки, хотя изредка снимаю что-то, где есть кухня. В Индии в этот раз были кулинарные исследования, вот тоже. Оценил листья карри, кардамон, фенугрек, готовил дал на свой манер (индийско-грузинский микс) - индийцам понравилось. Но и здесь это больше трэвел ("приключения на тропической кухне"), чем кулинарии - и по причине малой доступности ингредиентов вне Индии и по причине эпизодичности. А так готовить приходится редко, да и в Питере особо условий нет - в кухню надо вкладывать, а деньги уходят на билеты/отели/фототехнику. Так что... Пока положение дел такое.

Спасибо большое.

Назиля аватар
Да! В отношении Афганистана.

Да! В отношении Афганистана. Натолкнули пару лет назад меня на прочтение "И ветер летит по горам" Халеда Хоссейни. Округлив глаза читала. Сейчас поймала себя на мысли, что об афганцах я несколько расистски сужу... Мысль о неком особом положении иранцев и кашмирцев, наверное, уже оформлялась в истории. Сужу по Стржиговскому, которого читала в "пересказе", кажется он не издавался в России,что нашла, то и читала.Нет, там не буквально то, о чем Вы пишете. Для меня в его размышлениях было стооолько неожиданного(хотя я просто профан в сложных темах).

play23zxy аватар
Ух, Давид... очень интересно

Ух, Давид... очень интересно читать, но что-то переживала - только бы плохого совсем не случилось, так и прошла всю дорогу). Ты чудесный.. Спасибо, что поделился этим, "это был светлый эпизод" :).
Дети прекрасные на видео)

Дэвид аватар
индия

Саспенс вышел? )

Спасибо, Женя! )

А дети, да, клёвые в Индии) Но и терпение, конечно, требуется... Помню, шёл в Аллеппи к одному сельскому месту пофоткать пейзажи в мягких вечерних лучах, а тут как назло одни за другими дети и подростки на моём пути - фоткай их, контакты собирай для рассылки фоток... Дорога стала затягиваться, всё шло к сумеркам, нервы начали пошаливать ) Очередная толпа наваливается на меня, окружает, скачет вокруг, жмётся к фотоаппарату, и я не выдерживаю - ору им по-нацистски: "distance!! distance!!!" И подростки эти как ошпаренные в сторону поотскакивали и наиболее сознательные из них руки расставили, чтобы предотвратить внезапный обратный наскок на меня и повторяли своим товарищам: "distance, distance..." Сами едва сдерживались - так хотелось наскочить...)

Назиля аватар
Забежала на минутку, да и

Забежала на минутку, да и прочла весь текст. Размышления и философствования привлекали до фразы "большинство населения в России - идиоты". И что-то не по себе стало. Как с ощущением от прочтения истории с владельцами геста, не принявшими откровения Боба... А про Индию - для меня все было интересно, уж что-что, а Индию мне не посетить, но любопытно Вы обо всем пишете. И Иран проскользнул интригующе, ибо Армения с ним граничит, и частенько, как я поняла, иранцы бывают в Армении, отношение к ним видела уважительное. Гостеприимство - оно само собой,ко всем гостям, там мне что-то другое показалось.

Дэвид аватар
индия

Спасибо! ) История слишком длинная - я переживал, но что поделаешь - про три месяца рассказать коротко было бы преступлением.

"Идиоты", конечно, это фигура речи, основная цель которой - не слишком-то зазнаваться. А то сравниваешь простых индусов со своим окружением, и думаешь - ой какая большая разница между нами и ими, какие они незатейливые эти индусы. И несмотря на это, я всё равно позволил себе обидный для индусов вывод (можно даже в расизме меня обвинить, если не слишком глубоко думать), что российские массы более развитые в каком-то смысле, чем массы индийские, - по части социального прогресса (хотя Индия, как государство, кажется мне несколько более эффективным, чем Россия). А не расистское это замечание по той причине, что я не утверждаю, что индусы по своей природе и генетике такие вот отстающие - совершенно уверен, что в ином обществе, с более прогрессивным укладом, индусы смогут проявить свои ментальные и индивидуальные качества очень даже замечательно, с самой лучшей стороны, и с талантами и умничками в Индии проблем нет. И в прошлом, вероятно, какие-то слои в Индии были прогрессивней многих.

А народ какой есть - если сравнить с каким-нибудь Алфёровым - народ-дебил (что в России, что в Грузии, что в Турции и пр.), если сравнивать с шимпанзе - народ-гений. Я лично больше ценю критический подход - в таком подходе больше стремления к совершенству и надежды на лучшее будущее для этого самого народа.

Иран и Кашмир проскользнули я скажу в каком смысле.... Между Южной Азией и Европой существует определённая прослойка народов с не очень понятным мне местом в цивилизационной структуре.

Вот что я заметил за кашмирцами:

1) сильно выраженный кодекс гостеприимства.
2) страсть рекламировать свой край.
3) некая воинственность при отстаивании своих святых убеждений, переход к резкой прямоте. потенциал к агрессивности намного выше североиндийского.

То же самое можно сказать о грузинах (возможно и о персах тоже?), например, но не о собственно индусах, индийцах Севера. (То есть, да, всем народам эти качества свойствены, но не в такой степени, не так ярко.) Причины могут быть разными...

Ещё одно странное качество кашмирцев - какой-то понятный ум, какой-то он... более вербальный или аналитический что ли, чем у северных и южных индусов... (Сужу лишь по пассионарным кашмирцам, направившимся на заработки в прочие регионы Индии, и знающим по 3-5 языков, например).

Вот, когда говорят - в Грузии встречается Запад и Восток. Но что такое Восток? "Восток" Грузии - это влияние Ирана - начиная задолго до исламского периода. А что такое Иран без ислама, например? Вот, будь сегодняшний Иран зороастрийским, индуистским или христианским, как бы он соотносился бы с Ближним Востоком и Европой? Ведь сирийцы-христиане не становятся от факта своего христианства европейцами, точно так и Иран возможно не столь уж ближневосточный, пусть и исповедует ислам. Правомочно ли включать персов в одну цивилизационную группу с арабами? Если правомочно, что и кашмирцев - туда же?? Не встречается ли в Иране Европа с Южной Азией? Иран ведь сосуществовал с греками, Римом и Византией веками, да и Османская империя была во многом явлением византийским - по форме, по крайней мере. Или - не является ли Иран и ираноподобные народы (включая кашмирцев?) неким ещё одним цивилизационным лагерем (не Ближний Восток, не Южная Азия, не Европа)? Лагерь этот фрагментирован завоеваниями Степи (в Средней Азии), южноазиатским клином (равнинный Пакистан) и адским этнографическим котлом, в котором Иран, Степь и Южная Азия сформировали неизъяснимую химеру... И всё же...

Сплошные догадки и вопросы... Поэтому я и говорю - надо ехать в Кашмир, надо ехать в Иран (об исключительном гостеприимстве иранцев говорят все, кто побывал в этой стране). Таджикистан тоже интересен в этом контексте - таджикский язык "многими лингвистами признаётся подвидом персидского языка".

С поездкой в Афганистан, вот, сложнее )

И напоследок об иранцах (иранках) в Армении:

иранцы в армении
картинка отсюда - medialab.am

Назиля аватар
Лады-лады. Даже рада, что

Лады-лады. Даже рада, что пришлось, Давид, возвращаться к оценке поездки, чувствуется, сильно зацепило ( это, как нас раньше, учили, количество перешло в качество, так мне по крайней мере показалось). Ну и по сути оценок:просто у меня чаще всего все распадается на личности, примерно "не народ, а индивидуумы". Возможно, действует "эпоха",вы - уже не такие как мы, а может, стиль жизни и путешествий. Спасибо, и удачи!

Дэвид аватар
Афганистан -- всякие регионы

Афганистан -- всякие регионы с продолжительной военной и поствоенной напряжённостью (насилие, оружие, несправедливость, бедность) становятся не очень здоровыми - общество травмировано. Так что люди там наверняка замечательные - должны быть такими - но учитывая всё-всё, риска там достаточно много для путешественника - риска негативного опыта и проблем. Риск дело благородное, но для принятия его нужна какая-то причина, цель. В моём случае отношение ещё сложнее - я родом из Абхазии - все эти постконфликтные наблюдения утомили меня безумно. По той же причине я, как и вы, всё-таки предпочитаю наблюдать частное (например, личности).

Обобщение вообще уникальная вещь. С одной стороны, оно как будто помогает понимать, а с другой стороны - нет ничего более отупляющего, чем обобщение. Как быть в мире, где наиболее удачный способ поумнеть является лучшим способом отупеть? Сложный вопрос. Не привязываться к обобщениям, стараться не использовать их в качестве средства познания (но лишь держать в качестве временного итога познания), наверное.

Азия же внесла некоторые изменения в моё мировосприятие. Азиатские страны и Европа прошли слишком разный путь - разница велика, поэтому выявляется нечто новое, и ты начинаешь задумываться и над деталями нашей европейской жизни, пытаясь понять их в новом ключе. Допустим, есть общий тезис - "Россию знают во всём мире, тогда как о Грузии большинство людей даже не слышало". И это верно в каком-то ключе... Однако, вот какие вопросы мне задавали. "Говорят ли в России на английском языке или на каком-то своём?" Или - "сколько сезонов в России?" (И это не "деревня" - мы же общались на английском языке, то есть, мои собеседники были образованными...) То есть, у большинства людей из тропиков нет представления о вот этой классической циркуляции "зима - весна - лето - осень" со всеми признаками - листья золотые и прочее... Все или почти все знают, что "Россия - страна холодная", вероятно, 95% людей знает, что в России выпадает что-то белое - снег, но снег не говорит о том, что год разбит на четыре сезона. Может быть, в России есть сезон снега, сезон ветров и жаркий сезон, например или может сезонов 7 - сезон молний, сезон роз и пр... Отсюда возникает серьёзное размышления на тему, что такое "знать". И что такое "язык", например. Например, когда говоришь яванцу "листья золотые", для него этот образ может говорить о джунглях на закате или о каком-то конкретном растении с оранжевыми листьями - бог его знает, а для нас "листья золотые" - это целый пласт, огромное многогранное явление... Я как-то упомянул о том, что где-то на севере солнце не заходит полгода... Человек с рациональным умом, услышав такую ахинею, конечно, рассмеётся (я лицезрел такую реакцию), а вот более чуткие - прислушаются и призадумаются... Так, этим более чутким людям с не менее серьёзным лицом их деды рассказывали о туюлах, детях-зомби, созданных чёрной магией... Один калимантанец всерьёз интересовался моим мнением, считаю ли, что классические голливудские зомби - это реальность... То есть, полярный день и зомби - это истории одного порядка убедительности - нечто, что нельзя проверить, но что сообщают с очень серьёзным лицом...

Ещё страшнее процессы пошли в Индии, где английским языком владеют широкие слои населения... Индивидуального в этих массах с гулькин нос, зато общего хоть отбавляй. Так что волей-неволей я ещё более вовлёкся в обобщения.

И так далее.)

Akris аватар
India

Индия меняется, становится более индустриальной, более современной, но все равно, на мой взгляд нужно еще пару столетий чтоб довести ее до приемливого уровня восприятия западно-окультуреного человека. В середине 90х в порту Мумбаи, я общался с людьми которые родились, выросли и собирались прожить всю свою жизнь не покидая територии порта, потому что они знали по слухам что жизнь за забором порта гораздо хуже и если они когда нибудь покинут эту територию обратно в порт они не попадут. Последнее время заходим уже в современные нефтехимические терминалы JNPT, а все же инетересно в старом порту все так же проживают люди целыми поколениями?

Дэвид аватар
об индийцах

я общался с людьми которые родились, выросли и собирались прожить всю свою жизнь не покидая територии порта

Очень кафкианская история, за такие вещи я и ценю Индию )

Насчёт восприятия и пары столетий - наверное, с неуверенностью соглашусь - вопрос сложный. Например, я теряюсь в догадках, где разделительная черта между глубинным, неизменным менталитетом и культурными наложениями. Кто такие собственно индусы? Например, индусы из среднего класса несколько больше похожи на нас ментально. То ли это очищение от устарелых культурных наложений, то ли последствие не менее поверхностного влияния Европы - не знаю. Но я всё же думаю, что по большей части мы, когда судим о народах, наблюдаем культурные наложения. А глубинный менталитет - это общечеловеческая сущность с долей темперамента. Так, например, французы (центра и юга) мне кажутся намного более своими людьми, чем скандинавы, которые хоть и наделены лучшими манерами (среди французов нередка всякого рода уродливая невоспитанность), но какие-то совсем мне чужие - слишком отличен темперамент. Сужу по туристам, которых встречал в Азии. Но в общем, и французы и скандинавы (и я с ними) - в одной лодке. И существенная сторона, объединяющая меня с упомянутыми, - отношение к индивидуальности, её своеобразный культ.

Мне думается, что этот параметр очень важная сторона некоего социального развития, которое мы и оцениваем, рассуждая о народах, но обычно замечаем лишь частные проявления этого параметра. Собственно, азиаты Юго-Восточной Азии примерно такие же, как и индусы в этом вопросе. Я как-то видел одну картинку-мотиватор в фейсбуке одной индонезийки: Быть одному означает быть несчастным, быть вместе означает быть счастливым. Очень точное выражение концепции. И, да, доля правды есть в этом высказывании, но уж очень мало её - неправильно реализованное "быть вместе" способно сделать человека самым несчастным существом на земле (если только этот человек - индивидуальность). Я как-то встретил одного бенгальского индуса, так он явно предпочитал гулять по жизни сам по себе - и это было поразительно, потому что индусы очень стайные существа. Не развивать свою индивидуальность, жертвовать интересами своей индивидуальности в пользу семьи и общества - вот такое у них кредо. И думается, это не неизменяемый менталитет, но культура, которая, да, наверное, через двести лет примерно обретёт привычные жителям нынешней Европы черты.

Частные проявления "НЕкульта индивидуальности" - это, например, одинаковость индийского простонародья - постепенно понимаешь, что они - люди-клоны. Я писал упомянутой в посте англичанке об этом, и сказал, что в России точно так же большинство населения - идиоты, но глупость их по крайней мере разнообразна и способна удивить, тогда как глупость индусов совершенно одинакова. И она согласилась, сказав, что и англичане в массе ограниченны, но глупы они разнообразно.

Выбор профессии, выбор брачного партнёра, выбор стиля жизни, выбор убеждений осуществляется не от сердца, но диктуется семьёй (и обществом). Отсюда - основное отличие от европейцев, которые "рождаются и умирают в одиночестве" в отличие от индусов, которые такие акценты не проставляют. Например, молодые индийцы зачастую производят впечатление несколько инфантильных - они ничего не выбирают и не решают. Для европейцев жизнь - это поиск себя и поиск конкретных социальных форм выражения своей индивидуальности в хаосе сбивающих с толка возможностей. А для молодых людей в Индии жизнь - это просто реализация общепринятой в индийском обществе программы под диктовку родителей и родственников.

Но, вероятно, часть населения уже отказывается от этого образа мышления. Например, отдельные индийские фильмы посвящены проблемам индивидуальности. Например - Три идиота (3 Idiots, 2009), основной тезис которого в следующем: человек преуспевает в той области, которую выбирает не его семья, но его сердце. То есть, раз подобное кино коммерчески востребовано, значит есть значительная масса людей, которая способна эти проблемы воспринимать. Звёздочки на земле (Taare Zameen Par, 2007) рассказывает о ребёнке, который не способен учиться, но, как выясняется, мальчик очень талантливый. Мессэдж этого фильма - каждый ребёнок особенный, и в каждом из нас есть особое зерно, которое только и способно сделать нас самореализованными, а значит и счастливыми. Общепринятая в Индии система образования сравнивается с фашизмом - учитель, борющийся за морально уничтоженного мальчика, отвешивает зигхайль перед своими консервативными коллегами.

Интерес этот, конечно, рождается в среде сытых миддл- и хай-классов. И всё равно зачастую представители этих слоёв весьма приземлённые, слишком прикладные - как будто не люди, но инструменты - молотки и плоскогубцы. (И да, в Индии немало очень умных людей с широкими взглядами и интересами, но я говорю об общей картине.)

Так что, да, я думаю есть некий ход общественного развития (во многом связанный с экономическими формами бытия общества и проявляющийся в отношении к индивидуальности), и Индия идёт точно в том же направлении, что и мы, европейцы. И, да, возможно, им потребуется 50, 100 или 200 лет. И я не думаю, что нынешнее состояние есть их сущность. Если бы это была подлинная сущность Азии, не возникла бы та же восточная философия во всём её разнообразии - философия, которая способна предложить крайне актуальные мнения нам, индивидуализированным европейцам. Глубинный менталитет Северной Индии, её темперамент, наложенный на общечеловеческую сущность, - это теплота, мягкость, гибкость, спонтанность, общительность (выраженные в позитивном или негативном ключе) и пр... Бедность или богатство, образованность или необразованность, индивидуальность или семейственность, духовность или зацикленность на деньгах и проч. - факторы переменные...

Ваше мнение будет высоко оценено!

CAPTCHA
Вопрос для защиты от спама:
Напишите, пожалуйста, ответ

Последние отчёты на форуме 'За семью горами Ru':

Visilen из г. Киев - 2 комм.
андр из г. кировск - 2 комм.
Lada Evseeva из г. Якутск - 2 комм.
кисаня из г. Ставрополь - 4 комм.
Макок из г. Пермь - 53 комм.
Поиск по сайту
Последние комменты:
Лейла256 : Как добраться из тбилиси в стеманцминду
07.12.2016
asenkakim : Еще актуально?
07.12.2016
asenkakim : 0505992050 0634884381 Жду
07.12.2016
Без имени : Породам 80 лари по курсу 10 (
07.12.2016
ВЕРА 23 : Помогите, пожалуйста!
07.12.2016
Последнее на форуме:
sviridova.jw : Помогите найти кафе на Шардоне
Аноним : Привезите лыжи! (Из Москвы в Тбилиси)
Ирэн Стин : Обучение в русских школах в Батуми
Ariana : Как передать посылку из Одессы
Стас : Нужны советы/критика по маршруту. Особенно по региону Рача
Аноним : Дорога Цалка - Ниноцминда