Паранормальный султанат Джокьякарта. Об индонезийской нечисти, божествах, шаманах и султане-маге
Друзья, верите или нет, но предания живы: яванцы, хоть и исповедуют ислам, прежние верования сохраняют. Когда я впервые услышал о том, что местный султан женат на некой "русалке" Роро Кидул, я чуть не подскочил на месте: "Что ты имеешь в виду?", тараща глаза, спросил я своего знакомца Сусило, а он совершенно спокойно отвечает: "Ну, понимаешь, королева Южных морей - девочка, а султан - мальчик", и свёл указательные пальцы вместе. Я невольно улыбнулся и невольно же взглянул ему в глаза так, как будто хотел понять "он какой-нибудь архаический дикарь или просто слабоумный?" И тут же об этом пожалел - мой собеседник закрылся.
В последующие три недели я расспрашивал о Роро Кидул всех подряд, включая рикш и таксистов, и вот что выяснилось.
КАРТА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРА
Мир паранормального и мифологического не где-то там за облаками или в других галактиках, он прямо здесь, в городе Джокьякарта и его ближайших окрестностях, и составляет три царства, выстроившихся вдоль воображаемой линии, идущей с севера на юг: вулкан Мерапи с духом-хранителем, сердце султаната Джокьякарты - Кратон, дворец султана, обладающего паранормальными способностями благодаря тесной связи (или даже браку) с Роро Кидул (Nyai Roro Kidul), королевой Южных морей. Врата в её владения - на южной оконечности упомянутой пространственно-мифологической линии, на вполне реальном пляже Парангтритис.
РОРО КИДУЛ
Роро Кидул - божество с более положительными намерениями, правда, легко приходит в гнев. Неподобающее поведение у берега моря, например, алкогольное возлияние и разбрасывание мусора, может повлечь суровое наказание; любые несогласованные с богиней стройки на побережье могут быть легко стёрты с лица земли посланной ей волной. Не менее, а может и более требователен дух Мерапи - в его пределах не рекомендуют даже ругаться, и стоит попросить прощения, если пришлось справить малую нужду.
О духе Мерапи жителям Джокьякарты известно мало, а вот про Роро Кидул тут каждый расскажет, более того - люди её почитают и просят у неё силы и благословения. На вопрос, как же так мусульмане подносят дары морскому божеству, мне ответили коротко: "просто это разные вещи".
ШАМАНЫ И ЗЛЫЕ ДУХИ
Не обходится в Джокьякарте без духов, злых и добрых, способных вселяться в тела людей, кукол и марионеток традиционного театра теней ваянг (wayang).
Я даже познакомился с человеком, который утверждает, что способен видеть духов - это местный кукольный художник. В одной из историй, поведанных мне Эко, его подручным, он изгнал духа из марионетки, с которой завела привычку разговаривать его маленькая дочь...
Тот же кукольник показал мне фотографию советницы Роро Кидул - пятно оранжевого цвета с намёками на глаза, нос, рот, тело, и предложил мне понаблюдать злых духов, но я, разглядывая его колючие, светящиеся искорками глаза, усилием воли сгоняя мурашки со своего затылка, отказался: "я не какой-нибудь охотник за привидениями, мне больше интересны духи добрые, например, Роро Кидул", ответил я, поражаясь тому, что, сам того не желая, на уровне подкорки начинаю разделять верования местных.
Есть в Джокьякарте и настоящие шаманы (dukun). Одни из них способны исцелять, другие - убивать одним прикосновением.
Шаманы способны подружиться с духом, обитающем в их собственном теле, и благодаря этому приобрести дополнительную силу мага и прорицателя.
Шаманы также могут открыть в любом желающем способность видеть мир духов.
"Одна проблема, шаманы не говорят по-английски!", сказал мне Эко, увидев заинтересованность в моих глазах.
Нежить
Но больше всего будоражит умы яванцев нежить: зомби почонги (pocong), призраки кунтиланак (kuntilanak), волосатые монстры-маги гендруво (gendruwo) и созданные чёрными магами дети-зомби туюлы (tuyul). Также регулярны здесь воскрешения из мертвых (mayat hidup).
Дело ещё более запутывается, когда местные вспоминают про джиннов. Иной раз складывается впечатление, что только в них они и верят, ибо способность джиннов приобретать любой облик, заимствованный из сознания человека, объясняет любые сверхъестественные явления.
ВОЛШЕБНЫЕ ГРИБЫ
Мне хотелось ко всем этим верованиям как-то "прикрутить" практики, связанные с волшебными грибами - на мой взгляд, картина стала бы целостнее. Но не особо получилось. Один житель Джокьякарты употреблял грибы ранее, а сейчас "здесь всё строго". Мне сказали: "Хочешь, можешь сам собрать - это несложно".
Другой информатор выразил мнение, что грибы - это алкоголь для бедняков, ибо они повсюду и они бесплатны.
Вот такая вульгаризация древнего ритуала. Впрочем, наверное, так и положено.
ПАРАНОРМАЛЬНЫЙ СУЛТАНАТ
Султаны тут тоже особенные. Уже хотя бы потому, что их трон благополучно сосуществует с правительством Республики Индонезия.
Устроено это так: в своё время султан Хаменгкубувоно IX оказал неоценимую поддержку индонезийским патриотам в войне за независимость (1940-ые), и республика благодарна ему и его потомкам по сей день: был принят закон, в соответствии с которым президент Индонезии на пост губернатора Джокьякарты может назначить лишь представителя султанской династии или члена княжеской семьи Пакуаламан, чей небольшой удел вошёл в состав провинции Особый округ Джокьякарта.
Временами центральные власти Индонезии требуют демократизации, требуют проведения выборов.
Так в 1989 году на пост губернатора был демократически избран султан Хаменгкубувоно X. В Индонезии с тех пор сменилось три президента, а султан как был правителем Джокьякарты, так им и остаётся.
Люди уверены, что хороших политиков не бывает, что политика всегда коррупционна, но они верят в прогрессивного султана, наделённого магическими способностями. Например, предыдущий султан Хаменгкубувоно IX, по словам моего информатора, был очень сильным, и умел находиться одновременно в пяти местах.
Мне не раз говорили, что султан - гарант для жителей Джокьякарты. И я полагал, что речь шла исключительно о политических гарантиях. Оказывается, я всё неправильно понимал: как выяснилось, одна из важнейших миссий султана Джокьякарты - сохранять доброе расположение духа властителей моря и вулкана. Медитируя и постясь, султаны вступают в контакт с миром духовных существ. Без этой работы Джокьякарта давно была бы стёрта с лица земли цунами, лавовыми и пирокластическими потоками (вики).
Кстати, что-то подобное на самом деле здесь случалось: самый большой буддийский храмовый комплекс в мире, Боробудур (VIII-IX вв., вики), расположенный 40 км от города, простоял много веков в забвении под многометровых слоем пепла, пока его не обнаружили англичане.
Последние стихийные бедствия концепцию только подтверждают. В 2006 году произошло землетрясение с с эпицентром в районе пляжа Парангтритис (5.782 погибших, 600.000 остались без крова), а в 2010-м всерьёз разгневался дух Мерапи, как следствие - 350.000 человек было эвакуировано, 353 погибло, некоторые деревни до сих пор лежат под слоем вулканической пыли.
Наслушавшись этих историй, я стал искать подтверждения и дополнительные материалы в интернете.
Местные божества и духи по большей части хорошо описаны в английской википедии, есть интересные материалы и в прессе, в том числе - небольшое интервью с султаном. Отвечая на вопрос журналиста International Herald Tribune об отношениях с божеством Роро Кидул, султан Хаменгкубувоно X ответил яванским эквивалентом шекспировских строк: "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам." В той же статье сообщается о комнате 308 в неком отеле, в котором предыдущий султан помирился с разгневанной королевой южных морей. С тех пор комната остаётся зарезервированной только для Роро Кидул. В номер иногда наведываются простые люди - просить у божества благословения и силы. Статья была опубликована в далёком 1994 году, но, судя по моим расспросам, с тех пор мало что изменилось - тот же султан, те же поверья.
Разумеется, некоторые люди сомневаются, особенно те, кто помоложе, но и молодёжь ночные разговоры о почонгах и кунти доводят до последней стадии нервного напряжения.
НУЖНАЯ КОНДИЦИЯ
Хотя я и отказался от знакомства со злыми духами, я всё равно испытал своеобразный опыт - все эти разговоры довели меня до нужной кондиции.
Дело было ночью, я сидел в кресле на веранде отеля, как всегда что-то делая на ноутбуке, когда краем глаз заметил, что во двор быстро вошёл человек - дело привычное, тут вечно кто-то ходит, мне не было интересно, и я продолжил таращиться в ноутбук, боковым зрением невольно наблюдая за силуэтом незнакомца, как вдруг траектория его движения неожиданно изменилась и он каким-то образом быстро воспарил на крышу одноэтажного отеля! Меня передёрнуло от ужаса, я молниеносно перевёл взгляд на крышу, но там (уже?) ничего не было...
После всей этой многочасовой болтовни о сверхъестественном в кофейне Sellie и не такое почудится. Но в тот паранормальный момент такие рационализации меня совсем не успокаивали. Я почувствовал, что что-то в моём сознании открылось, как это было в горном Лаосе, и теперь любое "бу", способное напугать лишь ребёнка, будет приводить меня в дрожь. Я хотел эту брешь закрыть, но я не мог.
Ложась спать в ту ночь, стараясь не смотреть в зеркала (сами понимаете, глазеть в зеркала в такие моменты - верный способ вляпаться в неприятности), я успокаивал себя парадоксальными словами кукольника-шамана: "первая встреча с духом всегда лишь игра воображения".
Три ночи сна с включённым светом, три дня без разговоров о нечисти - я перестал расспрашивать людей и бросил ходить в Sellie, и мои нервы стали приходить в порядок.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
Напоследок посмотрите видео, найденное мной на просторах youtube, демонстрирующее, как жители деревни пытаются убить (отогнать?) кунтиланак. Однозначно шедевр народной документалистики!
- 6250 просмотров
Тибетцы тоже поддерживают связь с миром духов. есть люди, которые могут принимать определённого духа в своё тело. В китайской транскрипции они называются "лапенье"( я читала книгу современной тибетской писательницы Гэ Ян "Дочери Земли Снегов" на китайском). Среди лапенье существует иерархия: чем выше положение духа, которого лапенье может принять в своё тело, тем выше положение лапенье в обществе. Прежнее правительство Тибета при принятии важных решений обращалось за помощью к лапенье. равно как и простые люди, когда им нужно ответить на жизненно важный вопрос."В монастыре Джебан в Тибете был весьма почитаем Найчон. Прежнее правительство Тибета при принятии важных решений, включая поиск следующего перерождения Далай Ламы, обращалось к лапенье Найчон. Можно сказать, что Найчон был лапенье прежнего правительства Тибета и Лалай Ламы. Найчон принимал в своё тело верховного правителя всех духов Байхаера, считающегося повсеместно вождём больших и малых духов. Кроме Найчона, лапенье правительства Тибета был Ламоцзянсюн, владевший двумя буддийскими храмами, тремя монастырями, шестнадцатью поместьями, и одним огромным дворцом, был властелином 2000 лапенье. Среди лапенье-женщин самой значительной фигурой была лапенье Данмасэнькань из монастыря Джебан, сама себя называющая богиней «Данма»."
Какое же это, наверное, невероятное ощущение узнавать этот мир, впитывать окружающее "другое". Спасибо! Чудесный рассказ! :)
Спасибо, Женя)
Ваше мнение будет высоко оценено!