История морского сообщения Петербурга с Кронштадтом: от парусников до катамаранов
Удивительная штука прогресс: сегодня добраться из Кронштадта в Санкт-Петербург можно на обычном городском автобусе, а ведь еще недавно город жил изолированной жизнью острова в холодом, неспокойном море.
От парусов до первого ледокола
В XVIII веке жители Кронштадта могли попасть в столицу лишь на парусной или весельной лодке. Такое путешествие в непогоду занимало целый день. Поездка подешевле на утлом суденышке порой могла обернуться трагедией.
Проще с транспортом было в зимние периоды: по льду Финского прокладывалась дорога для экипажей и саней. А вот весной и осенью, когда отсутствовал устойчивый ледовый покров, всякое сообщение с островом останавливалось.
Новые времена настали для кронштадтцев в 1815 году, когда английский промышленник и предприниматель Чарльз Берд открыл пароходное сообщение со столицей, сократив время плавания до трех с половиной часов.
Заметно облегчили жизнь города ледоколы, принесшие возможность подвозить в Кронштадт продовольствие в любое время года.
Ледокол "Пайлот" продемонстрировал свою мощь жителям острова Котлин в далеком 1864 году. Сконструирован он был именно в Кронштадте, и считается первым ледоколом в мире. "Пайлот" удлинил навигацию на пару месяцев (весной и осенью), но был слишком маломощен, чтобы работать и зимой.
Эпоха круглогодичного морского сообщения
Ждать круглогодичное транспортное сообщение кронштадтцам пришлось аж до 1968 года, когда благодаря новым мощным паромам и ледоколу стало возможно перемещение грузов и пассажиров между Кронштадтом и Ломоносовым в любое время года.
Наконец, в позднюю советскую эпоху в Кронштадт из Ленинграда стали ходить теплоходы на подводных крыльях; с тех пор, чтобы добраться до Колыбели революции, жителям острова Котлин требовалось менее часа.
Хотя стали ходить метеоры в Кронштадт, другого рода "лед" все еще отделял город от внешнего мира: в советское время Остров фортов был закрытым объектом, куда без особого разрешениям советские граждане (не говоря уже об иностранных) попасть не могли. Лишь в 1996 году город открылся для туризма.
Судна на службе у туризма
Наконец, автодорога, проложенная по дамбе, создала условия для регулярного автобусного сообщения между Кронштадтом и собственно Санкт-Петербургом, решив все транспортные затруднения островитян.
Развитие морского сообщения, тем не менее, продолжилось. Теперь его главным "заказчиком" стали не кронштадтцы, а туристы, приезжающие в Северную столицу со всей страны.
Еще в 2010-х годах специалисты заговорили о замене устаревших метеоров на судна нового поколения. Одно из петербургских судостроительных предприятий взялось за разработку подобного плавсредства.
В 2023-м на маршруте из Петербурга к Кронштадт появились первые российские катамараны "Котлин", соединившие сердце туристического Питера, Дворцовую площадь, с островом фортов.
По вместимости и скорости катамараны примерно равны метеорам. Однако, благодаря своей устойчивой конструкции, котлины способны совершать рейсы по Финскому заливу даже в сложных погодных условиях, когда для метеоров и ракет выход в море становится опасным. Это касается не только безопасности, но и комфорта пассажиров: ощущение качки на катамаранах слабее.
Салоны котлинов разработаны в соответствии с современными запросами: широкие обзорные окна, комфортабельные кресла с откидными столиками, разъемы USB и USB Type-C для зарядки девайсов пассажиров. Помимо салона имеется открытая верхняя палуба с креслами для желающих насладиться свежим воздухом и видами.
Катамараны "Котлин" - это успех российского судостроения и новая эпоха в морском сообщении Петербурга с Кронштадтом, эпоха, познакомиться с которой может каждый, отправившись в путешествии на остров фортов на новом типе судна.
Заглавное изображение - Кронштадт на картине Айвазовского.
- 128 просмотров
Ваше мнение будет высоко оценено!