Диярбакыр. Облик неофициальной столицы Турецкого Курдистана
Об облике и жизни Диярбакыра (https://goo.gl/maps/Cis7h) по итогам моей двухнедельной поездки в мае - июне сего года.
Старый Диярбакыр найти несложно - он весь внутри здоровенной чёрной крепости. Чёрные мечети, чёрные церкви, чёрные особняки и разноцветные бедные кварталы, разделённые узкими переулками.
На центральном перекрёстке - полицейский участок с припаркованными вокруг него бронеавтомобилями и разгуливающими полицейскими, вооружёнными автоматами.
Стена - как линия раздела бедности и благополучия: к западу от крепости - благоустроенный многоэтажный город, на окраине своей активно строящийся. Большая часть 800-тысячного населения Диярбакыра живёт здесь.
К северу - военная база, на востоке и юге - пологая долина Тигра и низина, занятая огородами - историческими, землю в этом месте возделывают веками.
Таков Диярбакыр вкратце.
О практической трэвел-информации по Диярбакыру читайте в отдельном посте.
Ассоциации Турецкий Курдистан вызывает не самые приятные: террористы, партизаны, война. На деле в регионе давно спокойно, а его жители встречают немногочисленных иностранных туристов предельно радушно.
Диярбакырцы - дружелюбны, отзывчивы и гостеприимны, но не прилипчивы, даже дети (впрочем, в темпераменте им не откажешь).
Общительные, но по-английски говорят единицы. Многие представители старшего поколения не понимают даже пресловутое "хау мач", молодое поколение обкатывает заученные в школе две-три английские фразы. Ещё один способ пообщаться - фотографирование: время от времени кто-нибудь подойдёт и попросится в кадр.
В центре Диярбакыра живёт немало бедных людей, у многих нет работы, наверное, поэтому уровень преступности здесь выше, чем в других городах Турции. Несколько жителей крепости предупреждали меня, чтобы я не заходил вглубь закоулков - могут и ограбить, точно так же мне настойчиво рекомендовали покинуть переулки до наступления темноты и соблюдать осторожность при посещении заброшенных башен.
Подробный разговор о криминальной обстановке с молодёжью из местных бедных кварталов (один из ребят полноценно владел английским языком) развеял все сомнения - в старом Диярбакыре всякое возможно. Впрочем, это не значит, что такие вещи тут происходят часто - просто соблюдайте осторожность и старайтесь держаться людных мест.
Без ценной цифровой техники, с 20 лирами в кармане по старому Диярбакыру можно разгуливать совершенно свободно - угрожать вашему здоровью или, тем более, жизни никто не будет!
Главная деталь города - громадная крепость, черностенная, всеохватывающая, господствующая надо всем. Построена римлянами в IV веке н.э. Последующие завоеватели её обновляли и достраивали. Протяжённость с севера на юг - около полутора километров, с запада на восток - 2 км, периметр - 5.5 км, 82 башни, некоторые из которых сами по себе являются достопримечательностями, толщина стен - 3-5 метров.
Две основные улицы, проспекты Гази и Мелика Ахмета, приуроченные к главным воротам, образуют в центре крепости перекрёсток. Точно так крепость была устроена ещё во времена построивших её римлян, выходит, перекрёстку - около полутора тысяч лет!
Внутри стен - ещё одна крепость - цитадель, именуемая Ичкале, на месте которой существовало укрепление по крайней мере за 2500-3000 лет до н.э.
Сегодня здесь во всю идут реставрационные работы. В ближайшем будущем Ичкале с его историческими зданиями и площадью станет туристическим сердцем Диярбакыра.
Две основные примечательности Ичкале: познавательный вид на долину Тигра и живописная византийская церковь св. Георгия.
В 1860-х в городе жило лишь 20 тысяч человек. Чуть меньше половины - мусульмане (курды и турки), примерно столько же армян, немного ассирийцев, греков и евреев. Теперь в городе более 800 тысяч человек, и почти все они мусульмане: местные христиане по большей части были депортированы или истреблены во время геноцида начала XX века. Каждый турист, прибывающий в эти края, об этом факте осведомлён, а потому наибольший интерес проявляет к притаившимся в старом Диярбакыре церквям.
Что ещё интереснее, церкви в Диярбакыре потихоньку восстанавливают. Самый яркий пример - армянская церковь Сурп Гирагос, восстановленная из руин в 2011 году. Вот только прихожан нет. Или почти нет: по сообщению некоторых СМИ, на следующий день после открытия церкви несколько местных мусульман армянского происхождения вернулись в христианство.
Процесс примирения продолжается: в апреле 2013 года в Диярбакыре впервые отметили годовщину геноцида армянского населения (источники: www.arminfo.am на русском, bianet.org на турецком).
Не во всякий храм попадёшь так просто. Зачастую церкви заперты без признаков жизни. С халдейской католической церковью Мар Петюн мне повезло: стучал в пудовую дверь минут пятнадцать, хотел уходить, как вдруг появились хозяева.
В Мар Петюне меня пригласили выпить чай. "Побеседовали" - основой взаимопонимания стали жестикуляция и три десятка турецких слов, которые я успел заучить. "Иисус", время от времени говорил мне один из халдеев, показывая икону с изображением Христа - это чтобы я не чувствовал себя в изоляции. Набежало ещё несколько человек, мне продолжали подливать чай...
Ещё один храм Диярбакыре, обязательный к посещению: Храм Божьей Матери, относящийся к Сиро-яковитской церкви - Идто д-Йолдат Алохо на древнесирийском (Meryem Ana Kilisesi). Основан в III веке, отреставрирован в 2004-2005 году на пожертвования христиан Диярбакыра, Стамбула и США.
Мечети в Диярбакыре не похожи на стамбульские. Связано это и с тем, что основным диярбакырским облицовочным материалом испокон веков является базальт, и с тем, что многие из мечетей построили не османы, а их предшественники.
Одни из них - туркмены Ак-Коюнлу ("белобаранные"), появившиеся в районе Диярбакыра вместе с Тамерланом, а затем сформировавшие государство, подчинившее пол Ближнего Востока. В Диярбакыре, в какой-то момент ставшем белобаранной столицей, они оставили заметный след.
В 1500 году они построили мечеть Шейх Мутаххар (Şeyh Mutahhar Camii) с четырёхногим минаретом. Ещё одна белобаранная мечеть - Сафа с минаретом песочного цвета, обильно украшенным восточными орнаментами.
Достойна пристального внимания и Улу Джами (Ulu Cami), центральная мечеть Диярбакыра, бывшая до арабского завоевания в VII веке церковью Мар Тома. Улу Джами украшали все мусульманские завоеватели.
Жизнь в переулках шумна и суетлива, но за их высокими, глухими стенами - покой и уют. Одна из возможностей в этом убедиться - заглянуть внутрь исторического Диярбакыра, например, посетить Дом-музей поэта Джахита Сыткы Таранджи (Cahit Sıtkı Tarancı, начало XVIII век) - изящный двор, фонтан, прохлада, небольшая музейная экспозиция в комнатах.
Не менее интересен постоялый двор Хасан Паша Ханы (Hasan Paşa Hanı, XVI век). Внутри - кафешки с демократичной, "стамбульской" атмосферой и сувенирные лавки.
Самое необычное место в Диярбакыре - Дом дэнгбэж (Dengbêj Evi), дом певцов-сказителей.
Традиция сказительства существовала здесь начиная с доисламских времён и вплоть до военного переворота 1980 года, когда новые турецкие власти начали арестовывать сказителей и уничтожать записи их песен.
Расширение прав курдов, начавшееся в 1990-х годах, позволило певцам-денгбеж снова запеть, а шесть лет назад в Диярбакыре был открыт первый в Турецком Курдистане Дом денгбеж.
Сегодня во внутреннем дворике исторического особняка, затерянного в диярбакырских переулках, пожилые сказители ежедневно усаживаются в круг и без всякого музыкального сопровождения по очереди поют. Сюда может прийти каждый, вход и чай бесплатный.
Кстати, с поющим стариком с видео я знаком лично, он сам мне рекомендовал найти его видео на ютубе, а наш переводчик с английским на троечку с минусом, мальчик лет 12-ти, беспрестанно чихавший и кашлявший, шепнул мне, хлюпая носом: "он очень знаменит!"
Отличное место, чтобы провести время в задумчивости и удивлении - удивлении и тому, что песни денгбеж мало соответствуют нашим стереотипам о восточной музыке, и тому факту, что эти старики разучивали свои песенные истории в те времена, когда многовековая традиция устной передачи информации была ещё актуальна - в середине XX века значительная часть курдов не умела читать и писать.
Все эти чёрные здания, мрачная стена повсюду, выглядывает из-за каждого угла, как будто город - большая тюрьма; скученность, некоторая степень бедности на фоне той же жизнерадостной Шанлыурфы с её изящными прудами и садами, да и люди, при всей их доброжелательности, напряжённее, чем жители соседней Шанлыурфы... Депрессивный город - таким было моё первое впечатление. Но мнение быстро переменилось, я увидел в Диярбакыре нечто особенное: харизматический, цельный, таинственный, город безо всякого романтического фасада, ясный и одновременно труднопостижимый, как будто специально созданный для развёртывания какого-нибудь литературного произведения - психологической драмы или детективной истории. Увлекательный город, не тронутый международным туризмом и не где-нибудь, а сразу за порогом Европы.
Читайте также:
- 17130 просмотров
Здравствуйте! Не могли бы мне подсказать существуют ли в Диярбакыр, Мардин отели с русскоговорящим персоналом??и где более безопасней русскому туристу (девушке)??
Здравствуйте!
Не думаю, что в Диякбакыре или Мардине есть такие отели.
Безопасней?.. В тех отелях, о которых я хорошо отозвался) Смотрите пост о практической стороне поездки в Диярбакыр.
Такой вот вопрос.если я снимаю гостиницу, смогу ли я пригласить туда гостей?
за другие не скажу, а в Derya без проблем.
Наверное, зависит от позиции отеля... Например, иностранцев, я полагаю, многие пустят, а местных - это вопрос. В некоторые стамбульские хостелы, например, турок даже не заселяют. Не знаю... В Дияре как раз я в гости ходил - к знакомому канадцу - вино пить - не помню, паспорт показывал ли на ресепшэне... Это было в Kristal Hotel - в практическом посте про Диярбакыр чуть подробнее о нём и на карте там он. Мне там администратор очень понравился - очень такой порядочный, интеллигентный человек, неплохо по-английски говорит. Ну и отель вполне себе.
Повторно съездил в Диярбакыр. В этот раз много гулял самостоятельно, даже съездил в лунапарк на другой конец города. Подучил чуток турецкий - это позволяло чувствовать себя более уверенно. А ещё посетил Мидьят.
Отель Дерья - 50 лир, не самый дешёвый вариант и вифи в этот раз подтормаживал, но зато оказался на одном этаже с 3 русскими из Аргентины )) Вот так бывает.
В Диярбакыре с русскими? Из Аргентины??)
Спасибо за видео - знакомые все лица - ну, некоторые :)
И как Мидьят? А в Хасанкейф не заезжали?.. Я хотел те места подробно посмотреть (Mardin, Savur, Midyat, Hasankeyf), но вышло так, что ограничился Мардином... Ну, и в Иракский Курдистан тоже интересно было бы - там же визы не нужны - только немножко денег _)
Эти русские тоже были удивлены мне )) Они вроде обувную фабрику открывают или както так.
Да дудочника на десятиглазом мосту я узнал по вашим фото.
В Мидьят спонтанно попал, ехал в Мардин, правда не подготовился в информационном плане. Высадили из автобуса, вокруг обычный город, ничего не понятно. Спросил местно население где туристу интересное тут посмотреть. Сказали ехать в Мидьят, тут типа ничего интересного ))) В Дияр вернулся чуть ли не на последнем автобусе в темноте. Зато в Мидьяте сирийское вино попил, но не знаток вин - ничего не понял.
Немного фоток из Мидьята:
https://drive.google.com/file/d/0B3F-kRUywogLLThmUEswdHpmU1U/edit?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/0B3F-kRUywogLVUpldWpaTWQ1T1E/edit?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/0B3F-kRUywogLejBqOGNzRjF1TTQ/edit?usp=sharing
Что-то в drive.google.com картинки так размещены, что их на сторонний сайт никак не вставить.( Может, там настройки есть какие, вроде "разрешить доступ" или что-то? ..
дубль 2
https://drive.google.com/file/d/0B3F-kRUywogLLThmUEswdHpmU1U/edit?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/0B3F-kRUywogLVUpldWpaTWQ1T1E/edit?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/0B3F-kRUywogLejBqOGNzRjF1TTQ/edit?usp=sharing
Ссылки-то работают, спасибо. Хотелось фотки вставить просто.
Да, полноценная готовность к поездке обычно приходит после поездки)
Судя по картинкам, Мардин, Мидьят и Савур совершенно из одной серии.
Возможно, канадец, встреченный мной в Шанлыурфе и повторно в Диярбакыре, притащил вино как раз из Мидьята - сказал, делают его в монастыре каком-то ассирийском. Распили в отеле, в результате. Вино как вино, нормальное.)
Привет! Прочитала твою статью и хочу задать тебе пару вопросов о диярбакыре. Я планирую поездку туда через 2 недели. Некоторое волнение из за того, что я еду туда одна.как отнесутся местные жители к одинокой туристке из России?и чего мне там нужно будет избегать?
Я как-то очень сурово так написал, как будто на войну отправляю.) Все эти рекомендации - просто чтобы предельно снизить риски неприятных разговоров и ситуаций.
В той же Шанлыурфе одна туристка из Кореи (вполне симпатичная, кстати) разгуливала в короткой юбке, с голыми руками и без всякого платка. Правда, она была со своим молодым человеком... Но ничего не произошло - только пожилой владелец гестхауса осыпал её комплиментами и льнул и откровенно пускал слюни.
Стоит ли заморачиваться по поводу бронирования в отеле?
Я был примерно в тот же сезон - мест хватало во всех гостиницах.
Вот тут я практическую сторону по Диярбакыру осветил.
Где планируешь провести лето?
Вроде планировал в Питере лето провести... Но, возможно, останусь в Юго-Восточной Азии. Пока определяюсь.
Чем так опасны курдские мужчины? Была в Америке и Африке и никогда не было опасений. Или для них Одинокая девушка из России значит" на заработки"?
Если ты по Америке-Африке ездила, тогда не стоит волноваться. Курды - очень классные, доброжелательные, гостеприимные. Такое редко где встретишь!
Чем так опасны курдские мужчины?
В большинстве своём люди вообще не опасны, опасны те, что со слегка повёрнутой башкой, а таких никак не менее... 0.5% населения. (Ну, мне так кажется, что не менее 0.5% :)) Особенность турок и курдов - многие из них сексуально озабочены намного более мужчин многих других стран, и это в условиях строгого патриархального быта - в таких условиях энергия эта выход не находит. Девушка из европейской страны для них - уникальная возможность заняться сексом без обязательств - потенциальная возможность. Поэтому, мне кажется, стоит вести себя в рамках патриархальных норм и просто проявлять внимательность. Соблюдать правила безопасности - во!)
Например, я рассказывал про некого Азиза (это в соседней Шанлыурфе), владельца гестхауса, который при жене (и при мне) иносказательно, но вполне ясно предлагал туристке заняться с ним сексом. Другой владелец гестхауса утверждал, что Азиз прежде приставал к соло-туристкам и даже их запирал в гестхаусе.
Просто хороший пример:
В Турции убили "невесту-автостопщицу" - 14.04.2008
В Турции найдена убитой итальянская художница, отправившаяся автостопом на Ближний Восток в платье невесты. Она говорила, что хочет показать, что на людскую доброту можно положиться.
Обнаженное тело 33-летней Джузеппины Паскалино ди Маринео, известной под прозвищем "Пиппа Бакка" ("Пиппа-ягодка") нашли 11 апреля в кустах близ города Гебзе на севере Турции. Его опознала сестра художницы, приехавшая в Турцию после ее исчезновения. Подозреваемый в убийстве уже задержан. Полиция вышла на его след, когда он вставил новую сим-карту в телефон убитой. Ранее он уже был судим за кражу.
Госпожа ди Маринео отправилась автостопом из Милана в Израиль и Палестину вместе со своей подругой-художницей. Эту поездку они назвали акцией "Невесты на трассе". В Стамбуле они расстались, договорившись встретиться в Бейруте. В последний раз Джузеппину видели живой 31 марта в Гебзе.
"Ее поездка - это была художественная акция, которая должна была напомнить о мире и доверии. Но доверять можно не всем", - сказала сестра убитой Мария.
Привет!
Вот, что я думаю.
Стоит одеться по исламской моде - длинные рукава, и ноги должны быть полностью скрыты одеждой.
Возможно, стоит надеть платок - чтобы максимально слиться с толпой. Но без платков там многие ходят.
Не заводи знакомств с мужчинами. Если вышел разговор на улице, коротким сдержанным разговором всё и должно закончиться.
На вопрос, замужем ли ты, отвечай, что есть жених. (Или если есть муж - говори, есть муж :))
Ты действительно можешь рассчитывать на помощь и поддержку местного населения, так что оставайся в людных местах (дефицита людных мест тут не наблюдается, к счастью).
Ночью оставайся на самых людных освещённых улицах или в отеле. Обращай внимание на то, что происходит вокруг - если неуютно, возвращайся туда, где уютно.
Цель всего этого - показать, что ты - порядочная скромная девушка - это чтобы не провоцировать и чтобы пользоваться всецело поддержкой населения. Девушки, которые одеваются так, как принято во время отпуска в Ялте, которые знакомятся с мужчинами на улице, курят или пьют на людях и рассиживают на лавочках посреди ночи - это проститутки - так там думают, и оно так там и есть (видел парочку в ночном баре - да, в бары ходить не стоит).
Вот так я думаю.
В Грузии как-то встретил девушку из Словении, она в турецком Курдистане путешествовала одна, была в восторге.
Не думала завести себе местную подругу на сайте путешественников couchsurfing.org? Там есть девушки из Дияркабыра... Это может быть интересно. (А с мужчинами и там не стоит знакомиться).
Прочитав все отзывы решила ехать в Диярбакыр. Надеюсь, что мне там понравиться.
Включили Диярбакыр в свой трэвел-список или уже готовитесь к поездке?_)
Был в Диярбакыре в конце апреля, получил массу положительных впечатлений. Останавливался в отеле Derya, по спартански, но дёшево и весьма шустрый wifi. Стена впечатлила, почти всю её обошёл, правда в некоторых башнях и днём можно встретить гоп-компании. Ну и контраст новостроек нового города и развалин внутри старого - впечатляет. Вечером был в кафе Rock bar (где-то в Ofis), окунулся чуть-чуть в жизнь местной молодёжи, атмосфера понравилась + влияние выпитого ракы. Ещё из запомнившегося: банкомат с русским языком с русской озвучкой, такси 10 лир (от расстояния вроде не зависит), очень много полиции на грозных броневиках, над головой иногда пролетает пара F-16 (аэродром совместного базирования военные+гражданские), первое впечатление от города по дороге из аэропорта: "ёмаё куда я нафиг приехал??"
На улице на чувствуешь себя реально белым человеком, потому что пристально смотрят, это немного напрягало :)
А ещё рекомендую посмотреть кино, драматическая история про жизнь курдских детей Диярбакыра: https://www.youtube.com/watch?v=TqtlM_tWSIk
Спасибо за отзыв!
И сколько стоил номер в Derya Hotel?..
Как там оказались вообще, в Диярбакыре?)
Стоимость не помню уже к сожалению. В Анталии в отеле познакомился с девушкой, оказалась из Диярбакыра, предложила посетить посмотреть некурортную Турцию. Так я впервые для себя самостоятельно куда-то съездил (заодно Стамбул чутьчуть посмотрел). В Диябакыре, правда, сам никуда не ходил.
Все очень интересно. Хочется больше такой информации. а то по телевидению только отдых.А когда познавать осязать и понимать быт и прошлое народов. нам не когда. Спасибо еще раз.
И вам спасибо!)
Спасибо Вам большое за прекрасные фотографии и нестандартность Ваших интересов. У меня зять турок и служил в этом регионе, недалеко от Диярбакыра, году в 2004-2005. Очень страшно было слушать его рассказ о постоянных стычках и боях турок и курдов, о смертях друзей.
Мне стало интересно, а как же сейчас там живут люди и что происходит в настоящее время. Ваш репортаж заставил меня несколько иначе, без страха,с интересом взглянуть на курдов и этот город. Спасибо. Новых открытий!
И вам спасибо за нестандартность интересов - столько стараний и желания поделиться, и всего пара-тройка комментов, всем только и подавай - пляжи) Ну, это нормально, и всё же )
Удачи!)
И тут я вдруг поняла, что при всем желании не смогла бы получить такое же впечатление от этой страны. И люди бы смотрели на меня по другому и мир разворачивался с другой стороны. Давид ты видимо специально создан был для этих ближневосточных путешествий. :)
Классно и интересно!
Фотографии как раз очень понравились, такие изысканные узоры!
Певцы-сказцы тоже впечатляют :)
:) Даже не знаю, создан ли) То есть, я не уверен, что я буду в восторге, например, от курортов Египта, думается, мне будет потруднее, чем многим. То же Марокко вызывает вопросы...
Многое компенсируется в условиях, когда чувствуешь себя немножко первооткрывателем, когда наблюдаешь чужую культуры, не искажённую туризмом. В Диярбакыре ко мне никто не приставал ни с целью что-то продать (было всего два таких случаях за две недели), ни с целью пообщаться против моей воли - психика моя была в безопасности_)
Соответственно, психика моя пострадала в Шанлыурфе (та самая история с падшими ангелами :)), где я имел дело с людьми, работающими с иностранными туристами долгие годы - угораздило. Если бы я остановился в гостинице для самих турок, ничего такого не было бы.
И потом курды - ну, они классные, правда, комфортный народ. Думается, примерно такой же опыт будет в Иране. Хочу туда.)
Ничего не знаю про Марокко, но.. про ближний восток я имела ввиду что внешность у тебя подходящая и ты мужчина. А это совсем не так как если бы женщина блондинка побывала в этих местах ;)
Поэтому и взгляд твой мне кажется интересным и возможно они тебе смогут довериться гораздо больше.. И попасть ты сможешь совсем в другие места.. :)
Давид, очень интересно, я б тоже с удовольствием съездила старину посмотреть , меня тоже привлекают такие не тронутые цивилизацией не загроможденные новостроем и магазинами тряпок. Вот честно, Батуми очень грузит в этом плане. Нет ни одного дома не испорченного магазином на первом этаже. Это вам не Италия, да.., где гармонично все смотрится.
Ваше мнение будет высоко оценено!