Неделя в октябрьской Грузии
Два года я не был в Грузии. И вот, наконец, накопились мили от одного российского банка, которых хватило на плацкартный билет от Москвы до Владикавказа, и на обратный билет на самолет от Тбилиси до Москвы на МАУ через Киев.
Поезд от Москвы до Владикавказа идет 36 часов, хотя, на мой взгляд, поезд мог бы делать поменьше остановок и меньше стоять на отдельных станциях. В поезде перед Бесланом по вагонам начинают ходить люди с предложениями ехать до Тбилиси. Сторговавшись на 1500 руб. до Тбилиси, я вышел в Беслане.
Переход границы в Верхнем Ларсе составил около 2,5 часов и то с учетом того, что наша машина с осетинскими номерами влезла в середину очереди.
Военно-Грузинская дорога на грузинской стороне хорошего качества, асфальт везде, кроме 2-х участков: сразу после границы, где сошел августовский оползень, и в Коби, где строят новый мост.
В Тбилиси останавливался у своих друзей, в частном доме в Авлабаре.
На следующий день посетил музей этнографии, и вечером на маршрутке от Дидубе поехал в Аспиндзу (недалеко от Ахалцихе) к родственнику моих тбилисских друзей. Маршрутка 12 лари, должна идти ок. 3-х часов, но в районе Карели был ремонт и авария, поэтому дорога заняла часа 4.
В Аспиндзе помог одинокому деду по хозяйству: собирал оставшийся виноград, копал картошку, готовил самогонный аппарат для приготовления водки из пшеницы и т.д.
Переночевав там вторую ночь, утром со знакомым деда на машине поехал в Вардзию, до которой от Аспиндзы ок. 30 км. Вардзию, я считаю, надо посетить всем путешествующим по Грузии. Вход в Вардзию 3 лари.
Погуляв до Вардзии часа 2, поехали до Ахалцихе. С учетом знакомства, поездка на машине Аспиндза-Вардзия-Ахалцихе обошлась в 30 лари.
Не упустил возможность погулять по крепости Рабат в Ахалцихе.
Стоимость входа - 5 лари. К сожалению, в Рабате нет никаких указателей и стендов, описывающих здания и историю крепости.
Маршрутка в 15.00 до Кутаиси (12 лари) идет до этого города чуть больше 2,5 часов.
Добравшись к вечеру в Кутаиси, пошел в хостел на ул. Джибладзе, 3 (подробности на букинге).
Получил без предварительного бронирования 2-х местный номер за 25 лари, тк остальные места были заняты. Вообще, номер в дорме стоит от 10 лари. Хостел расположен в центре, в пяти минутах ходьбы от центральной площади.
В 15 мин. ходьбы находится вокзал Кутаиси I, где в тот же вечер прикупил билет на ночной поезд через день до Тбилиси (17 лари).
Рекомендую кафе в начале ул. Церетели, рядом с центральной площадью, где отдал должное 10-ти хинкалям и 3-м кружкам пива (11 лари за всё).
На утро с братом хозяйки хостела на машине совершил большой автопробег по Имерети и частично Самегрело. Первая точка - пещера Прометея, недалеко от Цхалтубо (вход - 7 лари, лодка по подземной реке - 7 лари).
Пещера мне напомнила пещера Мацоха в Чехии, где также была
поездка на лодке по подземной реке.
Следующая точка автомаршрута - каньон Окаце, недалеко от города Хони. Говорят, что в обустройство каньона вложено 5 млн. лари.
Очень живописное место, но людям, боящимся высоты я бы не рекомендовал его посещать: переход по мосткам и лестницам проходит на высоте ок. 100 метров. Билет на посещение каньона - 5 лари.
Еще одно место, посещенное в тот день: Мартвили и водопады около это поселка.
Поездка по 3-м вышеуказанным местам на машине обошлась мне в 100 лари и заняла часов 8.
Вечерний поезд до Тбилиси уходит от Кутаиси I в 0.25 и приходит в Тбилиси в 6.30. Не доехав до центрального вокзала, сошел в Дидубе, решил дождаться маршрутку до Степанцминда (Казбеги). Наверное, это было правильное решение, но только жизнь в Дидубе оживилась где-то после 8 утра, а уехать удалось вместе с 4-мя польскими туристами только после 9.
Маршрутку сняли на 5-х за 100 лари, по пути останавливались в Ананури и у памятника 200-летию Георгиевскому трактату.
Приехали в Степанцминда после 12. Турцентр уже был закрыт (сезон закончен), но от желающих сдать комнату отбоя не было. цена стандартная - 20 лари в сутки с чел.
Семейная пара из Польши нашла комнату, они оставили там вещи, и мы втроем полезли пешком в гору к церкви Гергети.
Дорога вверх заняла у меня 1,5 часа, хотя при желании вас отвезут туда без проблем на джипе.
С погодой повезло: было сухо, безоблачно и тепло, ок. 25.
Казбек был великолепен.
Дорога вниз пешком заняла около часа, рейсовая маршрутка до Дидубе 10 лари.
На следующий последний день погулял со знакомой по Сололаки, пофотографировав дома и подъезды бывших богатых промышленников и купцов Тбилиси.
Вот, например:
И напоследок прогулялся от парка Мтацминда до Нарикала по пешеходной дорожке.
Фуникулер до Мтацминда стоит 2 лари. И под конец посетил свои любимые серные бани № 5.
Оставшиеся 28 лари поменял в аэропорту Тбилиси на 200 гривен.
Самолет на Киев вылетал на следующий день в 6.25. Я специально оставил на пересадку 8 часов, хотелось выйти в город.
Что в конце концов и удалось, правда не сразу. Сержант-пограничник, сославшись на указание о запрете выпускать в город россиян, отправил меня к старшему. Старший лейтенант, взглянув в мой паспорт и посмотрев на посадочный талон на вечерний самолет до Москвы, разрешил выйти в город.
Билет на автобус до метро «Харьковская» - 30 грив., до жд вокзала - 50 грив. Проезд в киевском метро и на фуникулере - 2 гривны.
Киев мне очень понравился, несмотря на холод (-2). И это после 25-26 градусов в Грузии! Но это уже совсем другая история.
Скажу только, что на Майдане было всё спокойно. Может быть потому, что это был день тишины, перед выборами 26 октября.
В Домодедово багаж не проверяли, хотя я, опасаясь запретов на провоз продуктов через Украину, ничего практически не вёз.
В общем, всё прошло хорошо.
- 5305 просмотров
Вардзиа этоочень хорошо. Но ее окрестности кишат не менее интересными местами, куда туристы даже не заглядывают.
Что касается каньонов Окацэ, по моему скромному мнению, аттракцион сделан очень неудачно. Намного интереснее верхние каньоны Окаце. Опять-таки очень "нетуристические".
Про Мартвильские каньоны можно сказать то же самое - основныекрасоты начинаются как раз после (выше) них.
Ваше мнение будет высоко оценено!