Вы в разделе Форум.Грузия на 'За семью горами Ru'. Здесь посетители сайта публикуют отчёты и создают обсуждения, представляющие интерес для туристов и путешественников, направляющихся в Грузию. Чтобы посмотреть все обсуждения, перейдите по ссылке.

Путешествие в Эрзурум

Кто Пилигрим Создано/обновлено 26.01.2013/28.03.2017

В Эрзурум я приехала из Вана. Это второй по длительности после карского переезд, в пути 7 часов.

Сначала возвращалась тем же путем вдоль озера до Ешкера, потом повернули на север. На гравийной дороге велись дорожные работы, и автобус ехал со скоростью… ну, наверное, 40 км/час. Но я то еду на автобусе, а Пушкин ехал на лошади, и самое больше расстояние, которое он преодолел на своем пути в один день - 75 верст, а я 400 с лишним! И мне совсем не надоедало смотреть в окно.

На подъезде к Агри - небольшому ничем не примечательному городу нас остановили автоматчики и обыскали весь автобус. Здесь проходит основная трасса на Иран. Пассажиров не трогали, вот уж странно, а если я наркодилер?

Не доезжая 20 км до Эрзурума была 30-минутная стоянка, т.к. автобус направлялся в Трабзон, а это еще 5 часов пути. Локанта, магазины, уборка автобуса. Интересно было наблюдать за мойщиками автобусов, которые шваброй драили стекла машин. В Эрзуруме видела, как мальчишка точно так же окунал швабру в мыльную воду и мыл легковой автомобиль.

Встретила молодую девушку из Австралии. Симпатичная, с русой косой, очень похожа на русскую, путешествует одна.

Наконец, добралась до Эрзурума. От автовокзала до центра 2 км, пешком идти не хотелось, остановила такси. Водитель говорит - 10 лир, нет, отвечаю. Просит 7 лир, говорю нет, на 5 согласна. Он разводит руками, я тоже и пошла. Сигналит, машет рукой. А остановка долмуша, оказывается совсем рядом, просто надо было налево смотреть, а я все вправо забирала, в направлении к центру.

Через 5 минут вышла, еще через 5 минут устроилась в маленькой чистой гостинице Деде.

Сидит мальчишка за стойкой лет 13-14. Я ему просто так, автоматом:

- Дую спик ин инглиш?
- Йес! – на полном серьезе. Я ему:
- Хау мач ван найт? (у меня эта фраза уже от зубов отскакивала)
- Форти лира – опять на полном серьезе.

На разговор вышла женщина, как оказалось его мама, очень похожая на победительницу "Битвы экстрасенсов" Турсуну Зокирову из Ашхабада.

Пошли с мальчишкой смотреть комнату, все нормально, все устраивает. Спускаемся вниз, прошу скидку. Нет, нельзя у нас тариф и показывают мне прайс-лист. Ну, нет так нет, пока оформлялась, говорю рядом стоящей маме, сын ваш какой молодец, так хорошо говорит по-английски. Мама просто расцвела, с гордостью и нежностью смотрела на сына, что-то сказала ему, и мне сделали индирим скидку. Получилось совершенно случайно, я ни на что не рассчитывала.

Не теряя времени пошла смотреть старый Эрзурум. Город понравился с первого взгляда, зеленый, современный, широкие улицы, уютные скверики с фонтанами.

Все свои шпаргалки-распечатки забыла дома. Шла по наитию, шла-шла и пришла в Уч-кумбетлер.

Я просто дар речи потеряла. Как будто попала в позапрошлый век.

Арзрум почитается главным городом в Азиатской Турции.
Климат арзрумский суров. Город выстроен в лощине, возвышающейся над морем на 7000 футов. Горы, окружающие его, покрыты снегом большую часть года. Земля безлесна, но плодоносна. Она орошена множеством источников и отовсюду пересечена водопроводами. Арзрум славится своею водою. Евфрат течет в трех верстах от города. Но фонтанов везде множество. У каждого висит жестяной ковшик на цепи, и добрые мусульмане пьют и не нахвалятся.

Потом я увидела хамам и вошла туда. В дверях столкнулась с девчушками, самая старшая и посмелее, приглашающим жестом отворила дверь в помывочную

Он отворил мне дверь, я вошел в обширную комнату и что же увидел? Более пятидесяти женщин, молодых и старых, полуодетых и вовсе неодетых, сидя и стоя раздевались, одевались на лавках, расставленных около стен. Я остановился. «Пойдем, пойдем, — сказал мне хозяин, — сегодня вторник: женский день. Ничего, не беда».

Потом я пошла к крепости, сняла 3 гробницы уже с другой стороны и почувствовала себя вне времени

По дороге часто встречала детей, они за мной бежали и кричали Хелло! Хелло! Один мальчишка, лет 8-10, толстый и в очках, то и дело наводил на меня осколком зеркала солнечного зайчика и не давал снимать.

Турки с плоских кровель своих угрюмо смотрели на нас. Армяне шумно толпились в тесных улицах. Их мальчишки бежали перед нашими лошадьми, крестясь и повторяя: "Християн! Християн!.."

Весь вечер размышляла, оставаться здесь еще на 1 день или нет. Решила, что утро вечера мудренее. Так оно и оказалось, проснулась с решением уезжать во второй половине дня. Съездила на автовокзал, купила билет до Артвина на 17.30, был еще рейс на 11.30. но он меня не устраивал, хотелось еще побродить по городу.

Фонтаны встречались на каждом шагу и даже с медным ковшиком на цепочке. От ковшика этого на цепочке я пришла в восторг, близкий к детскому.

И мечети на каждом шагу.

Эрзурум называют маленьким Ереваном только с мечетями. Такие же дома из серого вулканического туфа, такие же узкие улицы в центре и современные бульвары чуть подальше.

Накануне познакомилась с одним дядей в кондитерской. Он мне объяснил всякие тонкости про сладости. Оказался экскурсоводом, рассказывал, что в туризме 27 лет, что туристы приезжают в Эрзурум со всех стран мира, но как раз не на горнолыжный курорт, а в пешие походы в окрестностях Артвина, Арарата, в район Немрута, совершают сплав по рекам, предпочитают жить в палатках.
Вызвался проводить меня в археологический музей. Там экспонируются изделия эпохи Урарту, керамика, ювелирные украшения. На камнях клинописные тексты. Эта земля - одна из главных точек на планете, где появилась наша цивилизация.
А меня взволновали колокола от русской церкви.

Потом поехали в форт, куда пешком не пробраться, только на машине и пропуску, потому что дорога идет через военный гарнизон, оснащенный современной техникой. Смотровые вышки, дозорные, ограждения с подушками цвета хаки - все по серьезному.

С восточной стороны Арзрума, на высоте Топ-Дага, находилась турецкая батарея. Полки пошли к ней...

В начале прошлого века Эрзерум представлял собой огромный укрепленный район, который труднопроходимые горы в сочетании с мощными фортификационными сооружениями превращали в неприступную крепость.

Во время Первой мировой войны в 1916г. здесь произошло крупное зимнее наступление русской армии на Кавказском фронте. Русская Кавказская армия генерала Юденича разгромила турецкую армию и захватила стратегически важный пункт Эрзурум, открыв себе путь на Трапезунд. Тем самым русская армия глубоко продвинулась на территорию Турецкой Армении.

А на холме возведен монумент - символ героизма жителей Эрзурума во время Русско-турецкой войны.

Интересно, что в русской армии потери насчитывают 2339 убитых, а в турецкой - 79 тысяч, тем не менее на монументе изображено превосходство воинствующих сил.

А потом мы пошли в городскую крепость, вчера я туда не попала, потому что вчера ворота уже были закрыты.

Больше всего меня поразили орудийные ядра разного калибра, которыми стреляли из пушек русской армии. Они занимали отдельное помещение. Я попробовала поднять самое маленькое ядро, тяжеловато оказалось. Интересно, что по-турецки они называются бомбас.

И еще оставалось время подняться на Паландокен, хорошо знакомый российским туристам. Виды красивые, отели недешевы.

Эрзурум понравился очень, такой необычный, такой неожиданный и такой колоритный.

Ваше мнение будет высоко оценено!

CAPTCHA
Вопрос для защиты от спама:
Напишите, пожалуйста, ответ
Подписывайтесь в соц.сетях:
Instagram
Поиск по сайту

Купание у Петропавловской крепости. Репортаж из жизни летнего Петербурга (11 фотографий)

Купание у Петропавловской крепости, Санкт-Петербург

+32 градуса каждый день - новая норма в Санкт-Петербурге. Люди жалуются на необычную жару, но все же радуются, как будто выиграли в лотерею - в Питере солнце и тепло в дефиците, таким надо запасаться. Тем все и заняты: кожей, душою, фотоаппаратами люди всасывают лето. Не отстою и я.

Путешествие с фото- и видеотехникой. Выбор рюкзака / сумки для всего самого ценного

Фоторюкзак

Существует подобная проблематика. Сегодня многие путешественники превратились в ходячие фото- и видеостудии. Я лично езжу с зеркалкой и четырьмя объективами, а с ними - ноутбук и ворох проводов и кучка мелких электронных устройств... Поэтому выбор рюкзака для ручной клади (ака всего самого ценного) - ключевая задача. Решений всего два: недорогое и максимально удобное.

Битва смартфонов с фотоаппаратами. Имеет ли смысл покупать зеркалку в 2021 году?

Сегодня большинство людей, отправляясь в отпуск, в качестве фотокамеры берёт с собой лишь смартфон, даже не задумываясь об альтернативе. И правда: зачем таскать на шее ящик со стеклами и зеркалами, когда мобильный телефон помещается в кармане?